Регулирование фондового рынка России движется параллельно западному
Обзору результатов работы российского фондового рынка в 2010 году и перспективам интеграции его в мировую финансовую систему была посвящена конференция НАУФОР «Российский фондовый рынок 2010: новые стимулы для развития», прошедшая 12 мая в гостинице «Балчуг Кемпински Москва».
Генеральный секретарь Международной организации Комиссий по ценным бумагам (IOSCO) Грег Танзер сообщил, что до кризиса, в сентябре 2007 года, IOSCO ограничивалась «нишевой», «кросссекторальной» работой на рынке ценных бумаг, организацией взаимодействия регуляторов с инвесторами, биржами и банками.
«Но когда грянул кризис, мы навсегда изменили и схему, и структуру своей работы, создав рабочие группы по различным тематикам антикризисной работы, в частности, по: грамотному надзору за финансовыми рынками, адекватной оценке в условиях неликвидных рынков и рейтинговым агентствам», - отметил Г.Танзер.
По его словам, IOSCO и сегодня разрабатывает механизмы, позволяющие блюсти целостность системы назначения рейтинга, последовательно подходить к функции надзора, лучше организовывать взаимодействие регуляторов и инвесторов, которым был бы гарантирован некий первичный пакет гарантий со стороны рейтинговых агентств, соблюдение этических деловых норм.
«На заседании «Большой двадцатки» кодекс делового поведения, разработанный IOSCO, был одобрен в качестве международного стандарта. Мы выступили за строгое соблюдение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в сфере финансового рынка, усиление надзора на трансграничном пространстве, клиринг хедж-фондов, усиление прозрачности на рынке применительно к структурным финансовым продуктам», - подчеркнул Г.Танзер.
Целью IOSCO здесь являлось большая надежность мировой финансовой системы, достигаемая за счет большей эффективности регуляторов.
«Финансовая стабильность не может достигаться одной только помощью «тонущим» банкам. Следует усилить роль регулятора там, где кризис уже выявил свои истинные причины - неадекватно широкое кредитование, слишком большие кредитные «плечи», переоцененная в некоторых странах секьюритизация активов, слишком большие компенсации потерь и т.п.», - предложил Г.Танзер.
Рабочие группы IOSCO, исследовав ситуация в сфере «коротких» продаж, пришли к выводу о том, что регулирование их необходимо так же, как ввод отчетности, обязательной регистрации хедж-фондов с текущим регулированием их деятельности и международной их кооперацией.
«Деривативы в будущей устойчивой финансовой мировой системе также должны быть более прозрачными, чем сегодня. Кстати, неплохо показали себя во время кризиса нерегулируемые рынки и продукты в принципе: никто из них не «утонул», никто не сломался», - заметил Г.Танзер.
Пригласив в феврале 2009 г. Бразилию, Индию и Китай в свой Технический Комитет, руководство IOSCO рассчитывает, что в обозримом будущем сможет пригласить в него и Россию.
«Наша забота – создание эталонных стандартов работы финансовых рынков. Финансовый мир после кризиса претерпел серьёзнейшие структурные, качественные изменения. Наши новые принципы иначе рассматривают понятие «системного риска» и призваны обеспечить лучшую защиту инвесторов и в конечном счете достичь большей безопасности всех участников рынка», - заявил Г.Танзер.
Важную роль в формировании новой системы международных финансовых отношений играют, по его мнению, саморегулируемые организации, способные потребовать от участников рынка соблюдения этических деловых стандартов, предложить высококлассную экспертизу их действий или предполагаемых решений, гибко реагировать на меняющуюся рыночную картину.
«Любая регулирующая система должна встраиваться в уже существующий рыночный процесс. С целью унификации процессов на фондовом рынке мы создали Международный Меморандум о взаимопонимании, к которому безоговорочно присоединилось уже 65 регуляторов рынка в различных странах, а еще 45 обещали предпринять максимум усилий для изменения существующей практики регулирования финансового рынка. Отрадно, что ФСФР России не имеет никаких возражения против нашего документа», - отметил генеральный секретарь IOSCO .
Как он убеждён, удачная комбинация различных инициатив и действий регуляторов по регулированию рынка ценных бумаг может в итоге привести к тому, что их голос будет услышан всеми участниками рынка.
«Тревожит одно – при создании новой мировой финансовой системы мы, минимизируя будущие риски, нередко закладываем в новую систему ошибки, которые могут негативно сказаться на росте. Ни к чему убеждать инвесторов, что их вложения полностью защищены. Миф о безопасности вложений на рынке может принести только вред», - заключил Г.Танзер.
Руководитель ФСФР России Владимир Миловидов в ответном слове заметил, что, столкнувшись с кризисом в сентябре 2008 года, ФСФР пошло курсом, практически параллельным усилиям IOSCO.
«Мы также обратили первичное внимание на рынок коротких и необеспеченных продаж и ввели регулирование, но механизм нашего регулирования этого рынка еще не отлажен. Зато на продвинутых стадиях рассмотрения в Госдуме РФ находятся те самые законы, в сферу регулирования которых входит именно упомянутая только что Г.Танзером тематика. Я имею ввиду закон о регулировании деривативов, производных (вместе с поправками в Налоговый кодекс РФ), закон о клиринге с прописыванием института центрального контрагента, закон о секьюритизации активов, закон о биржах», - перечислил В.Миловидов.
Для России пока что не актуально формирование электронной системы закрытия торгов в результате лавинообразного падения котировок, поскольку компетенция закрытия торгов в России принадлежит не бирже, как в США, а регулятору.
«Какими бы жесткими не были решения регулятора в кризис, мы опираемся на нашу практику как на наилучшую из возможных на данном этапе развития нашего фондового рынка. Мне остаётся поддержать слова Г.Танзера о том, что инвестору не стоит гарантировать полнейшую безопасность его вложений, и атмосфера на рынке будет гораздо здоровее и конкурентнее», - заявил В.Миловидов.
По его мнению, Россия давно уже стала органической частью мировой финансовой системы, и вопросы взаимодействия с другими национальными регуляторами для страны важны как никогда.
«Мы заключили двусторонние соглашения со странами, которых считаем стратегическими партнерами – Китаем, Индией, Бразилией, Францией и Германией, и надеемся, что в ближайшее время заключим аналогичные соглашения с США и Великобританией», - продолжил В.Миловидов.
Он выразил сожаление тому обстоятельству, что путь в Технический Комитет IOSCO для России закрыт именно в силу того, что в стране пока не принят закон о противодействии инсайдерской информации, обсуждаемый в Госдуме уже 10 лет.
«Это выбрасывает Россию из круга международных финансовых регуляторов, но такое положение дел вечно длиться не будет», - убеждён В.Миловидов.
Председатель Комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский пояснил, что в случае принятия уголовного наказания за инсайд в России шансы сесть в тюрьму будет иметь практически любой гражданин страны.
«Главный инсайдер сегодня – Правительство РФ, и с этим нужно что-то делать», - считает В.Плескачевский.
Любой регулятор в мире, по его мнению, является сложнейшей композицией конфликтующих интересов, но в России это почему-то не так, как в развитых странах.
«Положение ФСФР в России по статусу невысоко, где-то на уровне пожарной службы, а несамостоятельность министерства и внутренняя структура ФСФР возложенным на службу обязанностям не соответствует. Владимир Миловидов вынужден от своего имени подписывать документы, ответственность за исполнение которых ложится лично на него», - продолжил В.Плескачевский.
Мировой финансовый кризис, по его мнению, выявил слабость общей архитектуры финансовых рынков и слабость регуляторов.
«Дискуссия о едином регуляторе, то вспыхивающая, то угасающая в развитых странах, для России куда актуальнее, чем для кого бы то ни было. Особенно при системном несовпадении сфер контроля и разницы в терминологии и практике между банковским, пенсионным и страховым законодательствами», - отметил В.Плескачевский.
В то же время, дискуссия о едином центральном депозитарии принимает в России опасный оборот: модель центрального депозитария, в котором монопольное положение занимает Центробанк, модель, при которой система выстраивается принципиально «сверху», а не по пожеланию участников рынка, лишь удлинит цепочки контрактов и увеличит издержки, считает В.Плескачевский.
Генеральный секретарь Международной организации Комиссий по ценным бумагам (IOSCO) Грег Танзер сообщил, что до кризиса, в сентябре 2007 года, IOSCO ограничивалась «нишевой», «кросссекторальной» работой на рынке ценных бумаг, организацией взаимодействия регуляторов с инвесторами, биржами и банками.
«Но когда грянул кризис, мы навсегда изменили и схему, и структуру своей работы, создав рабочие группы по различным тематикам антикризисной работы, в частности, по: грамотному надзору за финансовыми рынками, адекватной оценке в условиях неликвидных рынков и рейтинговым агентствам», - отметил Г.Танзер.
По его словам, IOSCO и сегодня разрабатывает механизмы, позволяющие блюсти целостность системы назначения рейтинга, последовательно подходить к функции надзора, лучше организовывать взаимодействие регуляторов и инвесторов, которым был бы гарантирован некий первичный пакет гарантий со стороны рейтинговых агентств, соблюдение этических деловых норм.
«На заседании «Большой двадцатки» кодекс делового поведения, разработанный IOSCO, был одобрен в качестве международного стандарта. Мы выступили за строгое соблюдение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в сфере финансового рынка, усиление надзора на трансграничном пространстве, клиринг хедж-фондов, усиление прозрачности на рынке применительно к структурным финансовым продуктам», - подчеркнул Г.Танзер.
Целью IOSCO здесь являлось большая надежность мировой финансовой системы, достигаемая за счет большей эффективности регуляторов.
«Финансовая стабильность не может достигаться одной только помощью «тонущим» банкам. Следует усилить роль регулятора там, где кризис уже выявил свои истинные причины - неадекватно широкое кредитование, слишком большие кредитные «плечи», переоцененная в некоторых странах секьюритизация активов, слишком большие компенсации потерь и т.п.», - предложил Г.Танзер.
Рабочие группы IOSCO, исследовав ситуация в сфере «коротких» продаж, пришли к выводу о том, что регулирование их необходимо так же, как ввод отчетности, обязательной регистрации хедж-фондов с текущим регулированием их деятельности и международной их кооперацией.
«Деривативы в будущей устойчивой финансовой мировой системе также должны быть более прозрачными, чем сегодня. Кстати, неплохо показали себя во время кризиса нерегулируемые рынки и продукты в принципе: никто из них не «утонул», никто не сломался», - заметил Г.Танзер.
Пригласив в феврале 2009 г. Бразилию, Индию и Китай в свой Технический Комитет, руководство IOSCO рассчитывает, что в обозримом будущем сможет пригласить в него и Россию.
«Наша забота – создание эталонных стандартов работы финансовых рынков. Финансовый мир после кризиса претерпел серьёзнейшие структурные, качественные изменения. Наши новые принципы иначе рассматривают понятие «системного риска» и призваны обеспечить лучшую защиту инвесторов и в конечном счете достичь большей безопасности всех участников рынка», - заявил Г.Танзер.
Важную роль в формировании новой системы международных финансовых отношений играют, по его мнению, саморегулируемые организации, способные потребовать от участников рынка соблюдения этических деловых стандартов, предложить высококлассную экспертизу их действий или предполагаемых решений, гибко реагировать на меняющуюся рыночную картину.
«Любая регулирующая система должна встраиваться в уже существующий рыночный процесс. С целью унификации процессов на фондовом рынке мы создали Международный Меморандум о взаимопонимании, к которому безоговорочно присоединилось уже 65 регуляторов рынка в различных странах, а еще 45 обещали предпринять максимум усилий для изменения существующей практики регулирования финансового рынка. Отрадно, что ФСФР России не имеет никаких возражения против нашего документа», - отметил генеральный секретарь IOSCO .
Как он убеждён, удачная комбинация различных инициатив и действий регуляторов по регулированию рынка ценных бумаг может в итоге привести к тому, что их голос будет услышан всеми участниками рынка.
«Тревожит одно – при создании новой мировой финансовой системы мы, минимизируя будущие риски, нередко закладываем в новую систему ошибки, которые могут негативно сказаться на росте. Ни к чему убеждать инвесторов, что их вложения полностью защищены. Миф о безопасности вложений на рынке может принести только вред», - заключил Г.Танзер.
Руководитель ФСФР России Владимир Миловидов в ответном слове заметил, что, столкнувшись с кризисом в сентябре 2008 года, ФСФР пошло курсом, практически параллельным усилиям IOSCO.
«Мы также обратили первичное внимание на рынок коротких и необеспеченных продаж и ввели регулирование, но механизм нашего регулирования этого рынка еще не отлажен. Зато на продвинутых стадиях рассмотрения в Госдуме РФ находятся те самые законы, в сферу регулирования которых входит именно упомянутая только что Г.Танзером тематика. Я имею ввиду закон о регулировании деривативов, производных (вместе с поправками в Налоговый кодекс РФ), закон о клиринге с прописыванием института центрального контрагента, закон о секьюритизации активов, закон о биржах», - перечислил В.Миловидов.
Для России пока что не актуально формирование электронной системы закрытия торгов в результате лавинообразного падения котировок, поскольку компетенция закрытия торгов в России принадлежит не бирже, как в США, а регулятору.
«Какими бы жесткими не были решения регулятора в кризис, мы опираемся на нашу практику как на наилучшую из возможных на данном этапе развития нашего фондового рынка. Мне остаётся поддержать слова Г.Танзера о том, что инвестору не стоит гарантировать полнейшую безопасность его вложений, и атмосфера на рынке будет гораздо здоровее и конкурентнее», - заявил В.Миловидов.
По его мнению, Россия давно уже стала органической частью мировой финансовой системы, и вопросы взаимодействия с другими национальными регуляторами для страны важны как никогда.
«Мы заключили двусторонние соглашения со странами, которых считаем стратегическими партнерами – Китаем, Индией, Бразилией, Францией и Германией, и надеемся, что в ближайшее время заключим аналогичные соглашения с США и Великобританией», - продолжил В.Миловидов.
Он выразил сожаление тому обстоятельству, что путь в Технический Комитет IOSCO для России закрыт именно в силу того, что в стране пока не принят закон о противодействии инсайдерской информации, обсуждаемый в Госдуме уже 10 лет.
«Это выбрасывает Россию из круга международных финансовых регуляторов, но такое положение дел вечно длиться не будет», - убеждён В.Миловидов.
Председатель Комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский пояснил, что в случае принятия уголовного наказания за инсайд в России шансы сесть в тюрьму будет иметь практически любой гражданин страны.
«Главный инсайдер сегодня – Правительство РФ, и с этим нужно что-то делать», - считает В.Плескачевский.
Любой регулятор в мире, по его мнению, является сложнейшей композицией конфликтующих интересов, но в России это почему-то не так, как в развитых странах.
«Положение ФСФР в России по статусу невысоко, где-то на уровне пожарной службы, а несамостоятельность министерства и внутренняя структура ФСФР возложенным на службу обязанностям не соответствует. Владимир Миловидов вынужден от своего имени подписывать документы, ответственность за исполнение которых ложится лично на него», - продолжил В.Плескачевский.
Мировой финансовый кризис, по его мнению, выявил слабость общей архитектуры финансовых рынков и слабость регуляторов.
«Дискуссия о едином регуляторе, то вспыхивающая, то угасающая в развитых странах, для России куда актуальнее, чем для кого бы то ни было. Особенно при системном несовпадении сфер контроля и разницы в терминологии и практике между банковским, пенсионным и страховым законодательствами», - отметил В.Плескачевский.
В то же время, дискуссия о едином центральном депозитарии принимает в России опасный оборот: модель центрального депозитария, в котором монопольное положение занимает Центробанк, модель, при которой система выстраивается принципиально «сверху», а не по пожеланию участников рынка, лишь удлинит цепочки контрактов и увеличит издержки, считает В.Плескачевский.
Рубрика, посвященная макроэкономической ситуации - Кризис: конец или только начало?
Источник: ИА Альянс МедиаОригинал: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=875628
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий