Наш ответ системе - идея создания Банка Малого Бизнеса
Возвращаясь к разговору о коллективном бизнесе.
Информационные агентства бьют в барабан – Греф увеличил свою долю в капитале Сбербанка в 150 раз!
Крупнейшим акционером среди топ-менеджеров «Сбера» остается член правления
Молодцы сбербанковцы! Хватит разговоров о долге, дисциплине, необходимости отдавать себя делу и усилению борьбы за повышение качества услуг, уровня управления, внедрения высокотехнологичных инноваций и модернизаций и призывов к совести бороться за конечный результат. Тихо и спокойно – сегодня пока еще за собственные деньги, а завтра, надеюсь, и с помощью опционов (права приобрести акции фирмы, на которой работаешь, по привлекательной цене в качестве поощрения за хорошую работу) сберовцы любую ленивую корову сделают резвой телочкой, понимающей, что от мощной реки прибыли соответствующий ручей заструится и в их собственные карманы автоматически. Что фонтан роста стоимости акций обогатит не только безликую толпу акционеров и спекулянтов - энтузиастов технического анализа и поклонников японских свечей, но и в первую очередь тех, кто создает его фундаментальную основу.
Ну, а нам что с того? А вот что.
Много раз, начиная с первого дня образования общественного движения “За честный рынок”, поднимался вопрос о том, что хорошо бы малым предпринимателям, не бросая своего бизнеса, объединиться не только в общественные организации, а также и в некие предпринимательские экономические организмы, действующие на паевых или акционерных началах. Такие предпринимательские ООО, ЗАО, ОАО и прочие “О”, имеющие в качестве учредителей-акционеров не слабо квалифицированных стихийных инвесторов, а поднаторевших в коммерческих проектах ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, представлялись весьма перспективными проектами именно ввиду опытности и специальной образованности его создателей и руководителей. Такие образования могли бы стать крепкой материальной базой для реализации в интересах малого бизнеса и общественных начинаний. Представляется также, что такие коллективные бизнесы могли бы стать страховкой и экономическим убежищем, позволяющим перетерпеть плохие времена, случающиеся в любом, тем более малом бизнесе. Очевидным кажется и синергетический эффект от объединения знаний, опыта, связей в различных сферах и секторах предпринимательства, приобретенных за последние 20 лет учредителями – малыми бизнесменами. Т.е. такая коллективная фирма могла бы от сложения усилий ее учредителей приобрести даже такие новые качества, которых лишены каждый ее учредитель в отдельности.
Но кризис, которого конечно же у нас нет, породил еще одну проблему, с которой придется, по-видимому, столкнуться не одному нашему коллеге-предпринимателю, если уже не пришлось. Я имею в виду не банальные трудности с получением кредитов и кредитных линий при отсутствии залогов в сегодняшнее неустойчивое время и не честную конкурентную борьбу. Хотя, конечно, лишение государством права вести определенную деятельность одним участникам рынка и беспрепятственное разрешение и поощрение других участников рынка в том же секторе условиями честной конкуренции ну никак не назовешь. Пример №1: запрет частным предпринимателям на торговлю алкоголем и перманентное повышение цен на алкоголь, что автоматически увеличивает товарооборот и прибыль тех, кому торговать алкоголем разрешено и пододвигает к нерентабельности и банкротству тех, кому это запрещено. Пример №2. Установление максимальных розничных цен на табачные изделия и оставление оптовых цен на усмотрение оптовых торговцев снижает прибыль множества торговых предприятий малого бизнеса. Но это все, хоть и обидные и чувствительные удары по малому бизнесу (таких примеров, связанных с помещениями - поборами - разрешениями – дислокациями – согласованиями – проверками – условиями и т.д. и т.п. можно приводить еще множество), но они существовали и до кризиса, и независимо от кризиса. Мы боролись против них в СМИ, обращались к законодателям и исполнительной власти, проводили митинги, пикеты, пытались достучаться до властей, повернуть их в сторону здравого смысла и найти в них сподвижников по развитию экономики страны и увеличению рабочих мест через устранение субъективных препон работе наших предприятий. Именно субъективных, порожденных теми или иными людьми во власти.
Но с приходом (несуществующего же конечно) кризиса стало волновать больше всего объективное сжатие рынка - пусть не резкое, но постепенное уменьшение потребности наших клиентов в производимых нами товарах и услугах и уменьшения количества самих этих потребителей - клиентов. Чем больше и успешней была фирма в хорошие времена, тем сильнее удар, который она может испытать от ножниц снижения платежеспособного спроса на свою продукцию и повышения стоимости кредитов, относительного увеличения уровня налогов и отчислений, стоимости материалов, энергии, транспортных и коммунальных услуг, требований сотрудников по зарплате (цены растут и работники вынуждены защищать себя и свои семьи, требуя ее повышения). И эти ножницы, состригая с животика предприятия былой жирок, потихоньку добираются и до горла. И против этих объективных обстоятельств не поможет митинг или замена некоего условного Депутата Губернаторовича Сенаторова.
И вот в этой предбанкротной ситуации весьма актуально вернуться к консолидации коллектива предприятий на акционерной основе, к привлечению коллег- предпринимателей в качестве акционеров – пайщиков – соинвесторов – соуправляющих, превратив пошатнувшийся бизнес в новую, диверсифицированную, многопрофильную структуру, напитав его новыми идеями по поводу направлений деятельности, обновления ассортимента и открывающихся в связи с такой реорганизацией перспектив спасения, путем ускорения реакции на происходящие изменения в мировой и российской экономике.
Но вернемся к нашей любимой теме “денег не хватает или их вовсе нет, а банки не дают или требуют немыслимых залогов да и процент велик”. Хорошей инновацией и модернизацией финансового-кредитного процесса мог бы стать малый бизнес как новое кредитное сообщество. Ведь всех нас (малый бизнес) можно рассматривать как распределенный в пространстве банк с огромным количеством объектов, являющихся одновременно как потенциальными кредиторами, так и заемщиками. Тогда мы могли бы мгновенно организовывать не только обычные кредиты для развития малых бизнесов, но и экспресс-кредиты для терпящих бедствие МБ и СБ, вследствие сжатия их сектора рынка на время, необходимое для перестройки бизнеса под изменившиеся условия. И многие наши собратья- микромалосредние бизнесы были бы быть спасены и стали бы в дальнейшем кредиторами тех, кто сегодня сообща окажет им помощь в выживании.
Не буду сейчас описывать технологию работы такого Банка Малого Бизнеса – она может иметь массу вариаций. Ясно одно – при наличии интернета в таком банке легко могут участвовать миллионы предприятий и предпринимателей. Пример тому – социальные сети, в которых счет участников пошел уже на десятки миллионов. В них участники вкладывают свою информацию и свои эмоции, а получают взамен неслыханные информационные и эмоциональные дивиденды от контактов с тысячами других носителей информации и эмоций. Банк Малого Бизнеса мог бы стать банком новых контактов, идей, финансов, кредитором для одних, источником дивидендов для других и спонсором благотворительной экспресс-помощи для третьих. А также источником информации о рабочих местах для четвертых, источником информационной, эмоциональной и общественной поддержки для пятых, шестых, седьмых т.д. и т.п.
Это начинание помогло бы нам всем, как любят говорить политики, отвечать на вызовы времени, изменяясь и совершенствуясь.
И на десерт вот еще одна цитата, которая иллюстрирует эту мысль.
“Корейцы уже давно играют ключевую роль в телекоме, компании Samsung и LG сейчас занимают почти треть всего рынка мобильников (а в некоторых регионах даже больше) и продолжают быстро расти. Особенно успешен Samsung – из производителя риса всего полвека назад сейчас эта компания превратилась в одного из ведущих игроков на рынке электроники”.
Наверное в 1960 – м году рис в Корее совсем не уродился, а вот друзья у Самсунга, наверное, оказались достойными ребятами, видать, помогли деньгами и советами. И вот результат.
Главное, что сам Самсунг не вешал нос и бил, бил, бил лапками по сметане, как лягушка из притчи – вот и вышло масло. Лягушке оно помогло не утонуть. Хоть она была маленькая. Как наш бизнес.