Камеральная проверка: ответы на вопросы от Минфина

31.03.2010 Обзоры

sites/default/files/publication/2303390.jpgСписок вопросов:

Вопрос: Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Вопрос: Правомерно ли в связи с камеральной проверкой истребование налоговыми органами выписок по счетам в банке за период, превышающий период, за который представлена одна или несколько налоговых деклараций, в связи с проверкой которых направлен запрос? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации?

Вопрос: О применении норм НК РФ о порядке проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки в отношении уточненных налоговых декларации по НДС.

Вопрос: 1. Подлежат ли разъяснению Минфином России нормы налогового законодательства о случаях истребования налоговыми органами первичных документов при проведении камеральных налоговых проверок? 2. В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов? 3. Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки? 4. Какие документы вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога? 5. Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?

Вопрос: Обязаны ли налоговые органы вручать акт камеральной проверки или направлять его по почте налогоплательщику не позднее трех месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации

Прошло три месяца со дня подачи декларации? Начинать камеральную проверку не имеют права

Вопрос: Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке истребования налоговым органом у налогоплательщика документов по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Пунктом 2 ст. 88 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Поскольку Кодексом не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 Кодекса).

Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п. п. 3, 6, 7, 8 и 9 ст. 88 Кодекса.

Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.

Вместе с тем следует отметить, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Кодекса).

В соответствии с п. 6 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 Кодекса.

Вопрос: Правомерно ли в связи с камеральной проверкой истребование налоговыми органами выписок по счетам в банке за период, превышающий период, за который представлена одна или несколько налоговых деклараций, в связи с проверкой которых направлен запрос? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок и сообщает.

На основании п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@ утверждены Порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и формы соответствующих запросов.

Приложением к утвержденной форме запроса о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) предусмотрено, что в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований, по которым в банк направлен соответствующий запрос, в частности в связи с проведением в отношении организации мероприятий налогового контроля.

Согласно ст. 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

Статьей 86 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который может быть истребована выписка по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке в случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную ст. 135.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц банков, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), могут быть истребованы эти документы (информация) должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос: 1. Подлежат ли разъяснению Минфином России нормы налогового законодательства о случаях истребования налоговыми органами первичных документов при проведении камеральных налоговых проверок? 2. В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов? 3. Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки? 4. Какие документы вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога? 5. Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПИСЬМО

от 11 января 2009 г. N 03-02-07/1-1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу истребования налоговыми органами документов при проведении камеральной налоговой проверки и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п. п. 9.20 и 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения, относящиеся к правоприменительной практике, направляются в федеральные налоговые службы в соответствии со сферами их ведения. Министерством не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

2. Статьей 88 Кодекса установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы.

Истребуемые налоговым органом документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 Кодекса в виде заверенных им копий.

Налоговый орган вправе при проведении налоговой проверки ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено п. 2 указанной статьи Кодекса. Такая необходимость может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками.

3. Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 Кодекса проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку.

4. В связи с тем что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

5. Пунктом 3 ст. 88 Кодекса прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Вопрос: Обязаны ли налоговые органы вручать акт камеральной проверки или направлять его по почте налогоплательщику не позднее трех месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-503

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о сроке направления налоговым органом акта камеральной налоговой проверки налогоплательщику и сообщается следующее.

В силу п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трехмесячный срок камеральной налоговой проверки исчисляется со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Кодексом не предусмотрено продление указанного срока.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 дней после окончания этой проверки должен быть составлен акт (п. 1 ст. 100 Кодекса).

Кодексом не установлен специальный срок для направления налоговым органом акта налоговой проверки налогоплательщику.

Таким образом, Департамент полагает, что максимальный срок для составления и направления налоговым органом налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение, составляет 3 месяца и 10 дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Одновременно сообщается, что п. 10 ст. 1 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением положений, для которых ст. 9 указанного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу) устанавливается срок в пять дней с даты этого акта, в течение которого акт камеральной налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась такая проверка.

Кроме того, п. 9 ст. 1 указанного Федерального закона внесено изменение в п. 2 ст. 88 Кодекса, согласно которому срок проведения камеральной налоговой проверки исчисляется тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Вопрос: О применении норм НК РФ о порядке проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки в отношении уточненных налоговых декларации по НДС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-76

Минфин России, рассмотрев письмо по вопросу о применении ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации, сообщает следующее.

В силу п. 2 ст. 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Указанные положения распространяются на уточненные налоговые декларации.

Порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах и порядок вынесения решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, предусмотренные ст. ст. 100, 101 и 176 Кодекса, применяются и по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Таким образом, после представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.

Полагаем, что камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации, в ходе которой налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию до момента обнаружения налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, прекращается.

В случае если уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации в момент или после обнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговый орган завершает такую проверку и принимает по ее результатам решение в соответствии со ст. 101 Кодекса.

Пунктами 3 и 4 ст. 81 Кодекса установлено, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Прошло три месяца со дня подачи декларации? Начинать камеральную проверку не имеют права

Налоговики не могут истребовать документы для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев со дня представления в налоговую инспекцию налоговой декларации. На это указывается в письме Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75

От редакции заметим, что ранее в соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ срок проведения камеральной проверки составлял 3 месяца со дня представления налоговой декларации и иных документов. Нечеткая формулировка об «иных документах» делала дату начала проведения камеральной проверки достаточно размытой. С 1 января этого года сроки проведения камеральной проверки обозначены более точно.

Ещё по теме:

31.03.2010

Поделиться:
Комментарии

Подпишитесь на рассылку
Курс валют
  • 1 USD 38.41
  • 1 EUR 49.54
  • 10000 BYR 36.38
  • 100 KZT 21.11
  • 10 UAH 27.94
GlobalPost