Государство помогает предпринимателям, которым меньше других нужна поддержка. Действующая модель помощи бизнесу предполагает субсидии тем, кто хорошо развивается.

Государственная поддержка малого бизнеса в регионах почти не работает, говорится в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) «Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году». «Мы разработали модель оказания государственной поддержки. Выяснилось, что оказываемая предпринимателям помощь не влияет на показатели региона по сравнению с другими субъектами», — поясняют эксперты НИСИПП.

Эксперты НИСИПП отмечают: принцип распределения государственных дотаций на поддержку малого предпринимательства ведет к привилегированному положению тех регионов, в которых малый бизнес и так демонстрирует положительную динамику. «То есть на рынке распределения средств появился феномен улучшающего отбора, который не способствует достижению долгосрочных целей политики поддержки малого бизнеса и устранения региональных диспропорций», — считают в НИСИПП.

Показатели, которые использует Министерство экономического развития для принятия решения о дотациях на малый бизнес в регионе, базируются на динамике развития сектора за предыдущий год, говорит один из авторов доклада Александр Шамрай. «Если динамика была плохой, шансы получить деньги снижаются. В итоге деньги получают те, кому они меньше нужны», — пояснил он.

В рейтинге регионов по уровню развития малого бизнеса на первом месте Краснодарский край. Второе и третье места занимают Санкт-Петербург и Москва. Наименее развит малый бизнес в Тыве, Северной Осетии и Ингушетии.

В доклад включен индекс государственной поддержки за 2008 год. При его подсчете была учтена доля малых и средних предприятий, получивших государственную поддержку, объем поручительств и гарантий для малого бизнеса из расчета на одно предприятие, доля малых предприятий, пользующихся льготной арендой, и другие критерии. В первую тройку регионов по индексу государственной поддержки вошли Ханты-Мансийский автономный округ, Алтай и Дагестан. Москва не выслала данные по запросу института, рассказал Александр Шамрай.

«Первым напрашивается вывод о неэффективности государственной поддержки, — говорит Александр Шамрай. — Но модель оценки учитывает не все составляющие, а государственная поддержка — это не ключевой фактор при формировании результата деятельности малых предприятий».

В Минэкономразвития уточнили: динамика развития региона учитывается при выдаче субсидий. Каждому региону предоставлен лимит в 50 млн руб., в рамках которого местные власти формируют статьи расходов. При выделении дополнительной поддержки учитывают ряд показателей, отражающих эффективность государственных расходов на малый бизнес, рассказали в пресс-службе Минэкономразвития.

Механизм распределения бюджетных средств предполагает софинансирование из регионального бюджета. Чем больше собственных средств может предложить регион, тем больше он может получить на федеральном уровне, говорит президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. «Дефицитные регионы испытывают сложности в получении федеральных субсидий в этой модели. Но все расходы нельзя передавать в Минэкономразвития. Это, может быть, в первую очередь результат региональной политики», — считает Михаил Мамута.

Бизнесмены уверены в неэффективности государственной поддержки. «Вся финансовая помощь безрезультатна и направлена только на то, чтобы улучшить имидж властей, — убежден московский предприниматель Роман Жигульский. – Чтобы получить грант на открытие собственного дела в 350 тысяч рублей, нужно предоставить бизнес-план. Чтобы составить бизнес-план, нужно заплатить 150 тысяч рублей. Какой бизнес можно открыть на 200 тысяч рублей?»

По данным Минэкономразвития, расходы федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства в 2009 году составили 10,5 млрд руб. Около 8 тыс. предпринимателей получили гранты на создание собственного дела. «Из 75 субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, 40% осуществляют деятельность в сфере услуг, 36% занимаются сельским хозяйством, 24% занимаются производственной деятельностью», — говорится в справочных материалах министерства.

Около 10,5 тыс. субъектов малого предпринимательства в России пользовались в 2009 году льготами при аренде государственного имущества. Это составляет 0,8% от общего количества юридических лиц – субъектов малого предпринимательства.