Что отвращает малый бизнес от честного ведения дел?
Слава
|
С праздничком! На каждое решение о поддержке малого бизнеса выходит другое, права этого бизнеса ущемляющее. Во многих городах России закрываются рынки или под разными предлогами сносятся магазинчики и киоски. 26 мая в нашей стране отмечается День российского предпринимательства. И вот уже который год малые предприниматели в этот день выходят на митинги, защищая свои ущемленные права. Например, в Санкт-Петербурге майский митинг прошел под лозунгом "Нам нужна реальная поддержка, а не болтовня!". По словам организатора - независимого Совета предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, - акция направлена "против бездеятельности Общественного совета и систематического неисполнения решений ежегодных форумов малого предпринимательства". Но не в одной Северной столице и не только в праздник готовы митинговать собственники малого бизнеса. Весной этого года владельцы небольших магазинов розничной торговли в Иркутске всерьез задумались о митингах и исках к мэрии. Чиновники выпустили положение о порядке размещения временных объектов торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг, согласно которому договоры на аренду земельных участков под подобными сооружениями должны заключаться по итогам открытых конкурсов, участвовать в коих могут все желающие. Малый бизнес нововведением недоволен, ведь конкурс способен выиграть кто угодно, значит, придется закрывать точку, а ведь к ней уже привыкли покупатели. Более того, сейчас складывается ситуация, откровенно попахивающая нелегальными доходами для чиновников. Новая схема размещения временных объектов была принята еще в августе прошлого года, но ни одного конкурса до сих пор не состоялось. По официальной версии, администрация города занимается оформлением земельных участков и постановкой их на кадастровый учет. Когда пройдут первые торги, неизвестно, а предприниматели продолжают исправно вносить арендную плату. По словам бизнесменов, договоры аренды мэрия не перезаключила с прошлого года, и они вынуждены платить аренду, не имея на руках правоустанавливающих документов. |
||
|
|||
|
|||
- Нет новых сообщений
- Новые сообщения
- Новые сообщения [ Популярная тема ]
- Нет новых сообщений [ Популярная тема ]
- Новые сообщения [ Тема закрыта ]
- Нет новых сообщений [ Тема закрыта ]
- Объявление
- Прикреплен
Приду - проверю!
Одна из главных проблем малого бизнеса - недостаток правового образования у владельцев. Как следствие, нарушение оформления отчетных документов. При желании их можно найти практически у любого предпринимателя. Если бизнес никому не мешает и не вызывает желания на него покуситься, на нарушения просто закрывают глаза, а вот недобросовестные конкуренты или коррумпированные чиновники, желающие получить внеочередное подношение, подобные "ляпы" не пропустят.
Наезд на бизнес начинается с проверок, которые вдруг едут из одного или нескольких надзорных органов: из Роспотребнадзора, МЧС, местных органов самоуправления. Перефразируя медицинскую шутку, можно сказать, что у нас нет абсолютно легального бизнеса, есть недопроверенный. В случае, если проверка никаких упущений не выявила, проверяющие зачастую просят денег, "потому что, если мы ничего не нашли, значит, плохо работаем".
"Налоговая инспекция проверяет мое предприятие уже несколько месяцев, - рассказал "Ко" владелец среднего бизнеса Сергей М. - Нарушений найти не могут, но просят заплатить штраф 1,5 млн руб. Пообщавшись с владельцами такого же, как у меня, по обороту бизнеса, я выяснил, что просьба это стандартная. Как правило, удается договориться о штрафе в 100 000 руб., чтобы все были довольны. Легче откупиться, чем собирать миллион документов и терять время на бюрократию. Конечно, если налоговая упорно станет просить 1,5 млн руб., будем судиться. К сожалению, это нормальная практика у нас".
Еще один пример:
Но чаще всего нарушения все-таки находят. Особенно у малого бизнеса и если есть желание найти. Ресторан "Три сосны", находившийся в управлении ООО "Интерпрайзес", столкнулся с недобросовестной конкурентной борьбой. Владелец располагающегося рядом предприятия общепита принял решение - обратиться к знакомому служащему территориального органа Роспотребнадзора на предмет проведения в "Трех соснах" проверки. Поскольку в отношении ООО "Интерпрайзес" ранее выносилось постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, выявленные в ресторане в ходе новой проверки нарушения являлись юридическим основанием для административного приостановления деятельности предприятия общественного питания.
После прихода проверки бизнесмен по неофициальным каналам пытался выяснить причины и способы разрешения конфликтной ситуации. Тогда и обнаружилось, что проверка является "заказной". "Неофициальные способы разрешения конфликта не привели к результату, поэтому было принято решение - осуществлять защиту легальными методами, - говорит бывший владелец бизнеса, не пожелавший назвать свое имя. - Юристы выступили в качестве защиты предприятия в административном процессе, однако суд счел административное приостановление деятельности предприятия правомерным".
В результате предприятие было закрыто на 90 суток, пострадала репутация заведения. Ресторан пришлось закрыть. "Некоторые владельцы малого бизнеса возникшие проблемы такого порядка предпочитают решать неофициальными способами. И только тратят время и деньги, - убежден заместитель председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР) Роман Терехин. - Чем раньше начать решать проблему легальным путем, с помощью опытных юристов, тем больше вероятности сохранить свой бизнес. Нельзя отрицать, что поиск квалифицированного специалиста - процесс сложный, а услуги стоят дорого. Но для представителей малого бизнеса работают различные некоммерческие объединения, где можно получить бесплатную и квалифицированную помощь".
Сети большие и малые
Привлечь внимание к проблемам малого бизнеса предпринимателям помогает информационная открытость. Например, Союз независимых сетей России, кроме всего прочего, занимается публичной деятельностью, тем самым не давая крупным ритейлерам возможности по-тихому "задавливать" мелких игроков сегмента. "Публичность - важный элемент работы бизнеса, но далеко не единственный, - констатирует Сергей Кузнецов, исполнительный директор Союза независимых сетей России. - Любая конфликтная ситуация решается в первую очередь самой компанией, ее юридической службой. Союз же делает все, чтобы позиция участников была услышана, чтобы было обеспечено объективное освещение ситуации вокруг конфликта. Ритейлер среднего и малого масштаба бизнеса, даже занимая ведущие позиции в своем регионе, не всегда имеет ресурсы для такой деятельности на федеральном уровне. Многое зависит от активности самой компании - участника союза, ее готовности к публичным выступлениям, комментариям. К сожалению, не все понимают важность общественных связей и не всегда готовы к такой публичности".
Другой пример давления большого бизнеса на малый - практика лоббирования своих интересов представителями крупного бизнеса в ущерб малому. Так, в готовящемся новом федеральном Законе об ограничении торговли табаком, который должен существенно ограничить число мест продажи табачных изделий, некоторые эксперты находят признаки лоббирования со стороны представителей сетевого ритейла. К слову сказать, сетевой ритейл наиболее часто является "агрессором" по отношению к малому бизнесу, и это один из значимых пробелов в поддержке государством малого бизнеса. Павел Неумывакин, исполнительный директор банка "Петрокоммерц", приводит в пример продуктовые розничные магазины и крупные розничные гиперсети. "Малому бизнесу практически невозможно выдержать конкуренцию с ними, в том числе, из-за недостаточности административных и финансовых ресурсов, - комментирует Павел Неумывакин. - Также важными проблемами являются отсутствие механизмов льготного входа продуктов малого бизнеса на полки крупных розничных сетей, отсутствие механизмов регулирования арендных ставок и стоимости квадратного метра для развития малого бизнеса, отсутствие четкого механизма компенсации части процентных ставок и др.".
Полное СРО
Другой пример давления крупного бизнеса на малый явственно виден в строительной отрасли. Закон о СРО (саморегулируемых организациях) был принят в 2007 г., и почти сразу среди строителей и проектировщиков начались скандалы. По мнению малых строительных компаний, СРО - это дополнительный барьер для входа на рынок. Среди бизнесменов бытует мнение, что в СРО заправляет крупный бизнес, устанавливающий обременительные для малых коммерческих структур условия. "Это мнение в корне неверное, - утверждает руководитель аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов. - Анализ показывает, что в любой саморегулируемой организации 75% членов - это компании малого бизнеса. Что касается взносов при вступлении в СРО, часть из них регулируется Градостроительным кодексом (взнос в компенсационный фонд), но и его можно уменьшить с 1 млн руб. до 300 000 руб., заключив договор страхования ответственности. Однако эта выплата единовременная, и большинство компаний ее уже давно сделали. Кстати говоря, еще при разработке законодательства о СРО в строительстве Российский союз строителей настаивал на том, чтобы взносы в компенсационный фонд были дифференцированы, в зависимости от оборота компании. Но против этих предложений категорически выступил тогдашний руководитель Росстроя Сергей Круглик и некоторые депутаты".
По мнению ряда аналитиков, задержка доработки закона о СРО в области строительства выгодна коррумпированным чиновникам, в противном случае, теряющим достаточно высокий "заработок".
"Крупный бизнес в любой стране лоббирует свои интересы. Это естественно, когда, расширяясь, крупные компании поглощают мелкие, - поясняет Наталия Балашова, советник по маркетингу Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при президенте РФ. - В данном случае некорректно говорить о том, что крупный бизнес намеренно уничтожает малый. Но в развитых странах правительство знает о деятельности лобби и сдерживает аппетиты крупного бизнеса. У нас же лоббирование тесно связано с коррупцией. Проблема в том, что государство должно малый бизнес поддерживать и защищать, а этого не происходит как раз отчасти и из-за коррупционного лобби"
В "тенечке" постоять
"Сотрудничество" с чиновниками, построенное на "откатах", в будущем почти со стопроцентной вероятностью грозит малому бизнесу банкротством. Бизнес-консультанты и юристы в один голос говорят о том, что малый бизнес в своих же интересах должен быть легальным. У предпринимателей на этот счет имеется своя точка зрения.
Студия дизайнерской одежды "Марина" начала работать в Москве три года назад. Предполагалось, что в ней молодые дизайнеры будут создавать, показывать и продавать одежду. Первая же проблема, с которой столкнулась "Марина", - это поиск подходящего помещения. "Со своей идеей я пришла в местный муниципалитет и спросила, на какую помощь могу рассчитывать как молодой предприниматель, - рассказывает свою историю создатель студии Марина К. - Мне предложили подать заявку на получение субсидии для малого бизнеса, но сразу предупредили, что сама я оформить документы правильно не смогу. И порекомендовали обратиться к некоему "консультанту". И именно к нему. "Консультант" гарантировал правильное оформление документов и получение субсидии, но треть суммы субсидии мы должны были ему отдать в виде наличных денег". Марина К. с условиями согласилась, "консультант" помог оформить субсидию и получил свою треть. Муниципалитет предложил дизайнерской студии помещение. "Это было неотделанное помещение на цокольном этаже только что построенного дома, - говорит Марина К. - По договору с муниципалитетом мы должны были за свой счет его отремонтировать, вести там бесплатные кружки как некое муниципальное образование и платить раз в месяц 30 000 руб. наличными, "как бы за аренду". Так студия "Марина" начала свою полулегальную работу. Через год после открытия обнаружилось, что ни давать рекламу, ни проводить какие-то публичные акции студия не может. По документам муниципалитета она проходила как студия дополнительного бесплатного образования и ни на какую другую деятельность права не имела. Потом во время очередной проверки выяснилось, что у студии слишком много площади - внутренние стены надо переносить. И эти вложения в ремонт никто не компенсирует. Сейчас Марина К. нашла более высокопоставленного чиновника и пытается через него решить свои проблемы. "Я опасаюсь обращаться за помощью, - признается предпринимательница. - В студию вложено столько сил и средств, с местными чиновниками мне все равно здесь сталкиваться. Боюсь, что меня или легально закроют, потому что найдут что-то, о чем я сама не знаю, или, если получится полностью легализоваться, местные чиновники - а я уверена, что они никуда не денутся, - мне просто не дадут работать".
Что нужно сделать, чтобы малый бизнес перестал страдать от произвола чиновников и недобросовестной конкуренции крупного бизнеса?