Летние изменения в налоговом кодексе (в части проверок)
Гость
|
Знаю, что летом были внесены серьезные изменения в налоговый кодекс. Расскажите, что там принципиально нового внести. Спасибо. |
||
|
|||
|
|||
- Нет новых сообщений
- Новые сообщения
- Новые сообщения [ Популярная тема ]
- Нет новых сообщений [ Популярная тема ]
- Новые сообщения [ Тема закрыта ]
- Нет новых сообщений [ Тема закрыта ]
- Объявление
- Прикреплен
Всего пользователей на форуме (за последние 15 мин): 260
из них
0 пользователей,
260 гостей
Всего пользователей, читающих форум Проверки бизнеса:
0 пользователей,
1 гость
Как правильно заполнить розничную алкогольную или пивную декларации, учитывая новый приказ ...
ЦитатаРаскрыть
На эту тему на ресурсе "Помощь бизнесу" есть подробная статьяновое по камеральным, по встречным и др. проверкам
ЦитатаРаскрыть
Изменения в НК РФ Часть первую внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Закон вступает в силу с 01.01.2007г. Изменений достаточно много все сразу не изложить, предлагаю только часть изменений.
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
1. В новой редакции изложена ст. 6.1 НК РФ, регулирующая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
В частности, установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
2. Из числа участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, исключены:
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты – п. 5 ст. 9 НК РФ;
- органы государственных внебюджетных фондов – п. 5 ст. 9 НК РФ.
3. В ст. 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ даны определения таких понятий как лицевые счета, счета Федерального казначейства и учетная политика для целей налогообложения.
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты
1. Расширены права налогоплательщиков. Так, согласно поправкам, налогоплательщики будут иметь право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (пп. 15 п.1 ст. 21 НК РФ).
2. В новой редакции изложена ст. 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)". В частности, установлено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны представлять по месту жительства по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Кроме того, конкретизировано, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.
3. В отношении налоговых агентов прямо установлено, что они обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
1. Внесены изменения в права налоговых органов.
В частности, уточнены случаи, в которых налоговые органы вправе предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитражные суды (пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ). То есть налоговые органы вправе предъявлять иски:
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Кроме того, согласно поправкам, налоговые органы утрачивают право на создание налоговых постов.
В связи с этим, одновременно из Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" исключено положение, в соответствии с которым налоговым органам предоставлялось право создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.
2. Четко установлено, что налоговые органы обязаны:
- руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
3. Внесено дополнение, в соответствии с которым Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 34.2 НК РФ).
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
В новой редакции изложена ст. 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" НК РФ. 2. Установлены случаи, при наступлении которых обязанность по уплате налога считается исполненной, а именно (п. 3 ст. 45 НК РФ):
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.
3. Новая редакция ст. 45 НК РФ предусматривает случаи, при наступлении которых обязанность по уплате налога не признается исполненной, а именно в случае (п. 4 ст. 45 НК РФ):
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Особо обращаем Ваше внимание на пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, в соответствии с положениями которого обязанность налогоплательщика не признается исполненной в двух случаях:
- неверное указание номера счета Федерального казначейства;
- неверное указание наименование банка получателя.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что если налогоплательщик указал, к примеру, неверный КБК, то налог все равно считается уплаченным надлежащим образом.
В новой редакции изложена ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" НК РФ.
В частности, предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи в суд налоговым органом заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом.
Изменения внесены в ст. 47 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ, в соответствии с которыми:
- решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Претерпела изменения ст. 58 "Порядок уплаты налогов и сборов" НК РФ.
Например, в новой редакции четко установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.
Кроме того, указано, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Целый ряд изменений коснулись обязанностей банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов (ст. 60 НК РФ).
В частности, установлено, что:
- при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений) – п. 3.1 ст. 60 НК РФ.
Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени
1. Изменения внесены в ст. 61 "Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора" НК РФ.
Прежде всего, из нового названия статьи можно сделать вывод, что она не распространяется на уплату пеней, как было ранее.
Кроме того, из внесенных изменений следует, что налоговый кредит более не предоставляется. В связи с этим признается утратившей силу ст. 65 "Порядок и условия предоставления налогового кредита" НК РФ.
2. Из новой редакции ст. 64 "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора" НК РФ следует, что:
- отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;
- отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Кроме того, в ст. 64 НК РФ внесено дополнение, в соответствии с которым (п. 8 ст. 64 НК РФ):
- в случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии со ст. 64 НК РФ, при наличии соответствующего основания, предусмотренного пп. 3 п. 2 ст.64 НК РФ, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.
Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов
Согласно изменениям, внесенным в ст. 69 "Требование об уплате налога и сбора" НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
1. Внесены дополнения в ст. 75 "Пеня" НК РФ, а именно установлено следующее:
1) правила, предусмотренные ст. 75 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ).
Иными словами, налоговые агенты в случае неуплаты (несвоевременной) уплаты налога будут уплачивать пени.
2) не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации (п. 8 ст. 75 НК РФ).
2. В новой редакции изложена ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ.
Среди изменений отметим следующие:
- решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).
В действующей редакции срок установлен в течение двух недель;
- установлено, что в случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.
Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.
После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
1. В новой редакции изложена ст. 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа" НК РФ.
Обращаем Ваше внимание на следующие нововведения:
- установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 4 ст. 78 НК РФ).
В действующей редакции ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить о таком факте не позднее одного месяца со дня его обнаружения;
- указано, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 5 ст. 78 НК РФ).
В настоящее время решение о зачете суммы излишне уплаченного налога выносится налоговым органом в течение 5 дней после получения заявления от налогоплательщика при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога;
- решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения 10 дней, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Напоминаем, что согласно действующей редакции, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате;
- налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
В настоящее время налоговый орган обязан лишь проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете;
- правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
2. Изменения претерпела ст. 79 "Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа" НК РФ.
В частности:
- решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения 10 дней, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 79 НК РФ).
- налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 4 ст. 79 НК РФ).
- правила, установленные ст. 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, штрафа (п. 9 ст. 79 НК РФ).
Обратите внимание:
- суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и ст. 79 НК РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ (п.9 ст. 7 Федерального закона № 137-ФЗ);
- в случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте РФ, пересчитанной по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание) – п. 11 ст. 7 Федерального закона № 137-ФЗ).
Глава 13. Налоговая декларация
1. В новой редакции изложена ст. 80 "Налоговая декларация" НК РФ.
Обращаем Ваше внимание на следующие новшества:
- приведены такие понятия как расчет авансового платежа и расчет сбора (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.
Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй НК РФ. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу;
- установлено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Заметим, что зачастую налоговые инспекторы требовали от организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы, представлять "нулевые" налоговые декларации по тем налогам, от уплаты которых они были освобождены (например, НДС, налог на прибыль). Что, согласитесь, являлось неправомерным.
С вступлением в силу новой редакции такие требования со стороны проверяющих должны прекратиться;
- определено, что при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов РФ.
- закреплено, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (п. 3 ст. 80 НК РФ).
- установлено, что если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета) – п. 5 ст. 80 НК РФ;
- определено, что Министерство финансов РФ не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением (п. 7 ст. 80 НК РФ):
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика.
2. В новой редакции изложена ст. 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию" НК РФ.
Основными изменениями являются следующие:
1) появилось понятие уточненной налоговой декларации, которая подается в налоговый орган при обнаружении налогоплательщиком ошибок в поданной им налоговой декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ);
2) указано, что если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае:
- представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ);
3) определено, что уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
4) четко установлена обязанность налогового агента представлять в налоговый орган уточненный расчет при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению.
Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога (п. 6 ст. 81 НК РФ).
Изменения были внесены также в:
- главу 14 "Налоговый контроль" НК РФ;
- главу 15 "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" НК РФ;
- главу 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ;
- главу 17 "Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ;
- глава 20 "Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней" НК РФ.