Жара подстегнула спрос
Согласно исследованию компании Nielsen, жаркое лето ускорило темпы восстановления российского рынка товаров повседневного спроса в первом полугодии 2010 года. Причем, розничные продажи напитков сыграли здесь основную роль. Как говорилось в известном слогане Sprite - "имидж ничто - жажда все". По итогу одна только компания "Очаково" в первом полугодии этого года продала кваса почти столько, сколько за весь прошлый год. Только за первые две недели июля 2010 года было реализовано около 3 млн дал кваса, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Вместе с тем, в отличие от своих оптимистичных "соседей" из группы стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в России уровень потребительского доверия по-прежнему невысок. В апреле 2009 года Nielsen зарегистрировала самый глубокий спад потребительских настроений, который негативно сказался на рынке товаров повседневного рынка. Падение продаж достигло своего дна в 4-м квартале 2009 года, когда объемы продаж в натуральном выражении упали почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Однако, предварительные данные из отчета Nielsen позволяют сделать вывод о том, что российский рынок упакованных товаров повседневного спроса сегодня находится в одном шаге от возвращения к позитивной динамике. Впервые за последние полтора года, в июле 2010 года наблюдалась позитивная динамика продаж товаров непродовольственной группы. Продовольственный сектор пока отстает по темпам восстановления. Однако, благодаря уверенному росту базовых продуктов, а также скачку продаж в категориях, для которых лето - горячий сезон, процесс ускорился.
"Значительный вклад в восстановление российского рынка сделали безалкогольные напитки, розничные продажи которых подскочили в июле 2010 на 24% из-за аномальной жары", - говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор "Nielsen Россия".
По данным Nielsen, в городах России с населением свыше 10 тыс. человек, совокупные розничные продажи сладких газированных напитков, холодного чая, соков и кваса выросли на 24% в натуральном выражении. Продажи были выше, чем даже в докризисный июль 2008 года (на 8%).
"Такие темпы роста - отличная новость для такого значимого сегмента, как Безалкогольные напитки, хотя динамику подстегнула в первую очередь жара. Самыми быстрыми темпами росли относительно молодые категории, такие как квас, - где одним из ключевых стимулов для роста стал интерес потребителей к новым запускам", - говорит Дуайт Уотсон.
Квас - абсолютный чемпион по темпам роста в сегменте безалкогольных напитков в России. По данным Nielsen, продажи в городах России в июле 2010 года выросли почти в два раза - на 89% в натуральном выражении.
Продажи в крупнейшей категории - сладкие газированные напитки - выросли в июле 2010 года на 19% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Категория минеральная/питьевая бутилированная вода прибавила в июле 2010 г. 33% по объемам (по данным исследования Nielsen в 19 крупнейших городах России), по сравнению с годом ранее.
"Хотя в других сегментах рынка упакованных товаров повседневного спроса не наблюдалось такой динамики, в конце первого полугодия 2010 процессы восстановления ускорились в целом ряде категорий рынка. И позитивный тренд продолжит карабкаться вверх, если только покупателям не придется вновь затянуть пояса из-за роста цен на продукты, начавшегося в сентябре 2010 года. Чтобы поддержать рост продаж и доли рынка до конца 2010 года и в 2011году, ритейлерам и производителям важно учитывать покупательную способность российских покупателей и то, что сегодня они понимают под "хорошим соотношением цены и качества", - продолжает Дуайт Уотсон.
Отчет Nielsen по результатам розничных продаж на рынке упакованных товаров повседневного спроса в 1-м полугодии 2010 года в России представляет картину динамики рынка в 2009 и 2010 году. Информация базируется на данных аудита розничных продаж категорий продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, бытовой химии, средств персонального ухода и гигиены, сигарет и кормов для животных, аудируемых Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек. В отчет входит FMCG-Индекс, продовольственный и непродовольственный индексы, которые содержат данные об изменениях объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении, изменениях розничных цен за период, включая июнь-июль 2010 года.