Двойные стандарты Ростехрегулирования
Одной из функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии является контроль за соблюдением требований ГОСТов и качеством продукции.
Сталкиваться с представителями этого грозного ведомства приходится не только компаниям, которые занимаются исключительно производством, но и тем, кто просто промышляет торговлей. Все бы ничего, но при проведении контрольных мероприятий сами ревизоры далеко не всегда придерживаются «стандартов».
Над чем работаем, господа?
В каждом округе нашей необъятной страны вот уже несколько лет действуют межрегиональные территориальные управления (МТУ), которые учреждены приказами Ростехрегулирования. Каждое из отделений входит в состав Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
МТУ проверяет, соответствует ли продукция ГОСТу, а также техническую документацию на товары, которые реализует фирма. Права и обязанности сотрудников ведомства в:
-
Северо-Западном федеральном округе указаны в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1050;
-
Южном федеральном округе предусмотрены приказом Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1051;
-
Центральном федеральном округе прописаны в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1052;
-
Дальневосточном федеральном округе – в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1056;
-
Приволжском округе – в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1053;
-
Уральском округе – в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1054;
-
Сибирском округе – в приказе Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1055.
Если обобщить сведения в названных документах, то можно сделать вывод, что управление контролирует все стадии производства – от изготовления продукции до ее продажи. Инспекторы также проявляют интерес к условиям хранения, транспортировки и утилизации товара. Однако особым вниманием проверяющих пользуются фирмы, занимающиеся ремонтом и изготовлением измерительных приборов (термометров, тахометров, безменов). Ведь у таких организаций должна быть лицензия, подтверждающая право на осуществление подобной деятельности, наличие которой всегда может проверить МТУ (например, п. 20 ст. 9 приказа Ростехрегулирования от 29 июля 2005 г. № 1052).
Не удастся уйти от грозного ока проверяющих и тем фирмам, кто использует в своей деятельности весы и иное подобное оборудование. Их могут проконтролировать на предмет исправности и точности весов. Кроме того, сотрудники МТУ всегда обращают внимание на правильность расфасовки продукции (от сахарного песка до гвоздей) и маркировку товара.
В то же время, существуют требования, которые должны соблюдать все предприятия, как торговые, так и производственные: безопасность изделий для жизни и здоровья покупателя, а также достоверность информации о продукте.
Встречаем гостей из МТУ
Планы проведения контрольных мероприятий утверждаются Ростехрегулированием и его территориальными управлениями (ст. 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). Проверять фирму или предпринимателя управление может не более чем один раз в два года. Исключение составляют внеплановые визиты, например, для контроля за тем, насколько полно исполняются предписания предыдущей проверки. Такие же правила распространяются на те случаи, когда в инспекцию пришла жалоба на организацию.
По традиции граждане в основном не удовлетворены обслуживанием потребительского рынка, а фирмы – поставщиками-производителями. Вот поэтому сотрудники УМТ обязаны ответить на каждое обращение и провести проверку «подозреваемого». Причем заявитель должен оставить информацию о себе: имя, фамилию и адрес, по которому ему отправят ответ. А вот на анонимное письмо они никогда не отреагируют.
Проверка не может проводиться, если нет на то распоряжения руководителя МТУ. Причем документ должен содержать в себе наименование предприятия, куда направляют комиссию, предмет контроля и перечень должностных лиц, имеющих право проведения надзора. Помимо того, директору компании надо ознакомиться с задачами проверки, номенклатурой товара, который будут осматривать, и перечнем запрашиваемых документов (п. 1 ст. 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). Если не возникло необходимости в специальных исследованиях, срок ревизии не может превышать одного месяца, отмечают эксперты журнала «Московский бухгалтер».
Контролеры отбирают пробы и образцы, проводят технический осмотр продукции на ее соответствие госстандартам. Обратите внимание, что такие действия инспекторов невозможны без присутствия представителя организации. По завершении процедуры составляют акт и протокол технического осмотра.
Направление на экспертизу
К наиболее частым нарушениям можно причислить следующие: на упаковке товара указана одна страна-производитель, а на товаре по маркировке – другая. При обнаружении такого несоответствия сотрудник управления может назначить экспертизу. Кстати, она проводится только в аккредитованных лабораториях и за счет федерального бюджета. Поэтому если вдруг с фирмы потребуют профинансировать процедуру – знайте, что это нарушение уже со стороны проверяющих. А вот возместить затраты на экспертизу компания все же должна, если результаты исследования покажут, что продукция некачественная.
Кроме того, имейте в виду, что результат экспертизы распространяется на всю проверяемую партию. Если из 200 изделий одно окажется бракованным, с продажи снимут все.
При исследовании товара на соответствие сертификату проверяют: наличие, подлинность, срок действия и правильность оформления и регистрации бумаг, идентичность продукта его наименованию, указанному в декларации о соответствии. Также у фирмы могут запросить документы органа по сертификации, подтверждающие правильность маркировки продукта знаком соответствия.
Итоги ревизии оформляют актом, в котором указывают дату, время и место его составления. В отдельной графе ставят число и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие. Также вносят Ф.И.О. и должности инспектора и представителя проверяемой организации, данные по итогам проверки. Акт визируют все участники мероприятия. Один экземпляр с копиями приложений отдают руководителю фирмы под расписку либо направляют по почте с уведомлением о вручении. Второй – остается у сотрудника МТУ.
Подводим итоги
В зависимости от вида выявленных нарушений вероятна приостановка или запрещение продажи продукции (выполнения работ). Товары, опасные для жизни, здоровья и имущества потребителей, естественно, будут изъяты из оборота. Также ведомство вправе приостановить или прекратить действие декларации или сертификата о соответствии.
Кроме того, представители управления вправе запретить применение и выпуск непроверенных измерительных приборов. Инспекторы могут изымать их из эксплуатации, приостанавливать, аннулировать действие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат весов, часов. Восстановить документы фирма сможет уже на следующий день после того, как истечет срок наказания. Для этого надо лишь обратиться с соответствующим заявлением в отделение МТУ.
Помимо всего названного, управление вправе возбуждать дела об административных преступлениях и проводить расследования, обеспечивать производство по ним и налагать в установленном порядке штрафы, но только в сфере метрологических нарушений. Все остальные санкции взыскиваются исключительно через суд.
Преступление и наказание
Ответственность за нарушение госстандартов, правил обязательной сертификации и требований нормативных документов по обеспечению единства измерений указаны в статье 19.19 КоАП. Согласно ее положениям, в случае отклонения условий от нормы при поставке, использовании, хранении, транспортировке либо утилизации продукции сотрудник, ответственный за это, будет оштрафован на сумму от 500 до 1000 рублей. Организации придется заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. При этом предмет правонарушения подлежит конфискации. Такая же мера предусмотрена за уклонение от представления товара, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (п. 1 ст. 19.19 КоАП).
Если компания реализовала изделия, не отвечающие заявленным в сертификате нормам, либо отпустила товар, не имея декларации о соответствии ГОСТу или сопроводительной технической документации, то виновное лицо ждет наказание в размере от 1 до 2 тысяч рублей. Фирму обяжут уплатить в казну уже от 20 до 30 тысяч рублей. Эти же штрафы взимают за обман потребителя, например, утаивание состава продукта, представление недостоверных результатов испытаний либо необоснованную выдачу декларации о соответствии товара, подлежащего обязательной сертификации (п. 2 ст. 19.19 КоАП). А вот нарушение правил проверки измерительных приборов влечет наложение штрафа на продавца от 500 до 1000 рублей, на организацию – от 5 до 10 тысяч рублей.
---
Источник: