Рассказ российского бизнесмена о том, как он потерял бизнес в Дубае
«Я прожил в ОАЭ два года, с 2005-го по 2007-й. Товарищ занимался бриллиантовым бизнесом здесь, в России, а я еще со студенческих лет работал с недвижимостью, в том числе и с заграничной: в Испании, Швейцарии. Я видел, что в ОАЭ бум недвижимости, и в 2005-м предложил: «Давай выходить на международный уровень».
Приехали — глаза загорелись, так там все здорово и круто. Все очень грамотно сделано для развода лохов, как я сейчас понимаю. Мы выбрали фризону DMCC (Dubai Multi-Commodities Center), одну из самых крупных в Дубае. В это время там как раз строился новый комплекс, визитная карточка этой фризоны, три небоскреба «Алмаз-Тауэр», «Голд-Тауэр» и «Сильвер-Тауэр». Все было уже почти продано, мы успели буквально в последний вагон поезда, успев купить половину этажа в «Сильвер-Тауэр». Зарегистрировали фирму Three Stones DMCC.
То, что там налогов нет, это правда — за лицензию заплатил, и все. Но мне постоянно какие-то счета присылали, то за коммунальные расходы, то еще за что-то. Я даже возмущался: что ж вы делаете, я за собственную площадь плачу так, словно она у меня в аренде.
Но вариантов немного. Не хочешь — не покупай, все равно другого такого места нет. Этот офисный комплекс построен в самом интересном месте, где идет бойкая торговля бриллиантами и алмазами. Весь комплекс под это заточен, очень строгая охрана, обслуживающий персонал — индусов — из здания не выпускают, они прямо там и живут, по четыре человека в комнатке на 12 кв. метров.
Занялись мы куплей-продажей алмазов и бриллиантов. Дела шли неплохо, но в 2007 года начались неприятности. Меня просто перестали пускать в страну. Я прилетел в Дубай, в аэропорту меня встретил представитель турфирмы, который должен был сделать мне визу, и говорит: «Лучше лети обратно». Я, конечно, не поверил, возмутился, стал скандалить — все бесполезно. Потом нанимал еще несколько турагентств, которые брались сделать мне визу, но ни у кого из них ничего не получилось. Наконец, мне дубайские друзья объяснили, в чем дело: «Там против тебя столько уголовных дел заведено, что ты никогда больше в эту страну не въедешь». Торговля проститутками, наркотики, еще что-то. И все, я невъездной. Я обратился к друзьям из ФСБ, они говорят: действительно, так и есть, уголовные дела. Вообще на ровном месте.
Что делать? Отыскал в Сирии знакомого, который раньше работал консулом в Дубае и лично знал шейха. Заплатил этому человеку $200 000, чтобы закрыть все уголовные дела (есть у них такая процедура, шейх может даровать помилование кому угодно, если захочет). Достались эти деньги шейху или нет, я не знаю, но мне все-таки выписали помилование. Мне прислали е-мейл: прилетай в Дубай, подходи к такой-то стоечке в аэропорту, назови свое имя, и тебе выдадут документ для въезда в страну. Страшно было, мама не горюй. Там ведь полстраны в тюрьме сидело. У них в тюрьме посидеть, это как у нас кофе попить.
Жалко было, конечно, $200 000 долларов, но деньги на кону стояли гораздо большие. И вот я взял сирийского переводчика на случай конфликтов, и въехал в ОАЭ. Это уже в 2008 году было. Мне стало ясно, что от бизнеса надо быстро избавляться. Провел в стране дней десять, раздал друзьям доверенности на продажу своей собственности и уехал тайком. Никому не говорил, когда уезжаю, даже переводчику своему, просто оставил его в гостинице и рванул в аэропорт.
На выезде девочка-паспортистка что-то проверила на компьютере и говорит: «Пройдите вон в тот кабинет». Я испугался, но пошел, куда деваться-то. Дал свой паспорт какому-то арабу, он долго рылся в базах данных, потом, гляжу, погрустнел, видимо, увидел документы о помиловании, сам достал штамп, поставил в паспорт, и все.
Хотя, конечно, грех жаловаться. В итоге около 40% прибыли я заработал за счет роста цен на недвижимость. Иногда хочется по радио передать им благодарственную песню, потому что после того, как я все продал, буквально через пару месяцев начался кризис и цены упали в два раза.
Честно говоря, я и не вникал особо, что там такое случилось, надо было ноги уносить, да и все. Бьют — беги. То ли кому-то бизнес наш понравился, то ли недвижимость моя. У меня товарищ живет в ОАЭ, он рассказывал, что его постоянно прессуют спецслужбы: рассказывай обо всех русских, кто приезжает. Не все так просто там, прислушиваются к каждому твоему слову. Я, правда, в то время выпивал изрядно, буквально каждый день. Сейчас-то вообще не пью. Может, узнали об этом и решили: «наш клиент». Но недвижимость забрать не успели, я вовремя подсуетился. Потом-то я немало подобных историй слышал и на форумах читал, только их в ОАЭ не очень-то афишируют.
Если честно, я знаю только одного реально успешного русского в Дубае, который заработал там большое состояние. Но он живет в ОАЭ уже лет 20, его все знают, и он всех знает, он там как свой уже.
Я что понял: если хочешь делать в стране серьезный бизнес, познакомься там с людьми, с властями, заведи какой-никакой административный ресурс. Все как и у нас, в общем. Многие наши думают: мы самые умные. А местные, может, математический анализ в школе не изучали, но тоже не идиоты, смотрят, с кого что можно взять.
Я после ОАЭ уехал в Панаму, первый год вообще ничего не делал, только ходил по барам и знакомился с людьми. И только когда понял, что всех там знаю, включая брата президента, начал что-то делать.
А в Эмираты больше ни ногой».
фото: Fotobank/Getty Images