Как выбрать направление бизнеса?
Но и среди видов бизнеса, не требующих лицензии, которую именно вам сложно получить, и не требующих большого стартового капитала, выбор достаточно широк.
Что умеем
По статистике чаще всего люди выбирают в качестве своего бизнеса ту же сферу деятельности, в которой они работали до того, как начали свое дело. Повара или официанты открывают кафе, преподаватели – репетиторские фирмы или языковые курсы, профессиональные автогонщики или водители – автошколы и так далее. Иногда из рабочих-металлургов получаются владельцы целых холдингов сталелитейных заводов, горно-обогатительных комбинатов и угольных шахт.
Если вы пока не собираетесь становиться олигархом, профессиональные навыки все же могут существенно помочь. Даже если вы не были заняты именно управлением, а просто были специалистом, вы знаете технологии, понимаете, от чего зависит стоимость производства той или иной продукции или оказания услуги. Понимание технологии поможет вам придумать, как сократить затраты или время на производство единицы продукции.
Также вы, вероятно, имеете представление о рынке, на котором работало предприятие, где вы трудились до того, как решили начать свой бизнес. Знаете, какие есть покупатели, что им нужно, как меняются их потребности в зависимости от сезона, доходов и т.д. Также вы, наверное, имеете представление о рынках сырья и множестве других вещей, которые в «чужой» отрасли вам пришлось бы осваивать с нуля. Кухарка не может управлять государством, но, как показывает практика, из повара вполне может получиться хороший директор ресторана или кафе.
В любом случае, приниматься за дело, которого вы совсем не знаете, вряд ли стоит. Выбрать для себя совершенно не похожее на все, чем вы занимались прежде, дело, конечно, можно, но предварительно придется узнать хотя бы его азы. Иначе велик риск ошибиться даже при расчете затрат, выборе своей ниши на рынке и т.д. Для проработки чисто технических деталей, конечно, можно взять в партнеры или нанять специалиста, но вам все равно придется вникать и в производственные технологии, и в особенности конкретного рынка, узнать, что за люди работают в данной отрасли, как построить именно их работу и т.д.
Лучше разобраться во всем этом до того, как вы начнете свое дело, и даже до принятия окончательного решения о его начале.
Готовые рецепты
Можно воспользоваться предложением открыть свой бизнес как часть чужого. Это относительно простой путь.
Плюсы
1. Вы получаете уже готовый бизнес-план, отработанную схему работы, которая уже проверена вашими предшественниками.
2. Все расчеты достаточно лишь подкорректировать в соответствии с условиями в вашем городе и т.д.
3. Вы можете пользоваться уже «раскрученной» торговой маркой.
4. Вы получаете технологии.
5. Вы можете получить возможность пользоваться общими ресурсами: информационной системой, базами данных, закупать сырье по более низким ценам и т.д.
Минусы
1. Стартовый капитал не будет нулевым, и вы не сможете сами его сократить.
2. Часть прибыли придется отдавать «головной конторе».
3. Если нет ограничений на количество предприятий в городе или районе, аналогичных тому, что откроете вы, конкуренция среди «близнецов» может быть достаточно жесткой.
Найти предложения по открытию своего бизнеса как подразделения чужого можно в самых разных сферах – от общественного питания до организации бартерных сделок.
Новые направления
Найти совершенно новую, неосвоенную рыночную нишу и первым предложить то, что будет пользоваться бешеным спросом – это, конечно, самый лучший вариант. Но он же и самый рискованный. Речь не об усовершенствованиях или особенностях уже известных и пользующихся популярностью продуктах и услугах, а о предложении того, чего до сих пор просто не было. Примером такого предложения может служить домашний Интернет.
Придумав что-то такое, чего еще никто не предлагал, вы можете только предполагать, найдется ли достаточно желающих это не просто купить, но и заплатить существенную сумму для того, чтобы вы могли окупить затраты и остаться с прибылью. Если угадать не получится, средства, вложенные в разработку и производство хотя бы пробной партии нового продукта, пропадут. Если предлагается не что-то «материальное», а услуга, затраты могут быть меньше, но вряд ли они будут нулевыми.
Вторая опасность – если вы угадали с предложением, но не успели стать первым. Хорошие идеи, как правило, «носятся в воздухе», и одновременно над их воплощением работает, как минимум, несколько команд. В самом выигрышном положении оказываются те, кто вышел на рынок первым. Те, кто сделает это позднее, могут достичь больших успехов, но за счет лучшего качества продукции, точного соблюдения сроков поставки, более низких цен, более грамотной рекламной кампании и т.п. Однако какое-то время преимущество первого, кто пришел на рынок, будет действовать.
Резюме
Перечисленные три подхода к выбору направления своего бизнеса не исключают один другого. Кроме них есть и другие обстоятельства, которые могут существенно повлиять на выбор направления бизнеса или даже полностью его определить. Например, у вас могут быть знакомые, которые готовы были бы стать вашими партнерами по бизнесу, но только при условии, что это будет совершенно определенный бизнес. Или вас могут пригласить партнером в чей-то проект. В конце концов, фирма может достаться вам по наследству.