Открываем малую фирму в сфере аудита и консалтинга
Малым и средним предприятиям сложно завоевать свою нишу на рынке аудита и консалтинга из-за дефицита кадров. Цена входного билета на рынок аудита и консалтинга практически отсутствует, что облегчает появление новых игроков. Например, офис можно организовать в собственной квартире, а жену посадить отвечать на телефонные звонки.
Очень часто одним из конкурентных преимуществ является демпинг, говорят эксперты. И часто предприятия, вынужденные проводить обязательный аудит, выбирают аудиторскую фирму, ориентируясь на запрашиваемую цену. Кто меньше попросит - с теми и договор заключают, признает директор петербургского филиала АКГ «Гориславцев и К» Сергей Сопелев. Но не всегда выгодная цена соседствует с качественным проведением аудита.
Маленькие или только что образованные компании не могут позволить себе роскошь оплачивать труд своих работников круглогодично. А так как аудиторская работа имеет сезонность, то руководители компаний частенько принимают работников по договору на несколько месяцев, и гарантии, что в следующий раз проверять придут те же специалисты, нет. А это значит снова будут вникать в проблемы предприятия, терять время, чтобы разобраться в нюансах бухгалтерского учета.
Привлечение новых клиентов при отсутствии положительной репутации является одной из основных проблем для аудиторов. «Хороших специалистов с лицензиями не хватает. Приходится набирать кадры, можно сказать, откуда попало. Это влияет на качество работы. А качество работы - это самое главное для аудиторской компании», - говорит Татьяна Белоусова, заместитель генерального директора ЗАО «Аудитинформ».
Аудиторской компании очень важно не только привлекать новых клиентов, но и удерживать старых. Это возможно, если работают опытные аудиторы, готовые указать бухгалтеру на ошибки и подсказать, как их можно исправить. Если привлекательной цене соответствует качество работы специалистов, если компания может оказывать услуги в комплексе (проводить оценку, давать финансовые, налоговые и юридические консультации, участвовать в проектах по управленческому консалтингу), тогда и «сарафанное радио» заработает, говорит Сергей Сопелев.
Лидерами консалтинговых услуг сегодня на рынке являются крупные компании, которые обслуживают крупных клиентов. Средним и малым консалтинговым компаниям приходится браться за малобюджетные проекты различных направлений, начиная от построения бизнес-структур до индивидуальных консультаций, что не позволяет им быстро встать на ноги и занять свою нишу.
Наталья Сорокина, директор центра АВЕТИ, отмечает, что потенциал таких компаний высок, так как в них работают специалисты более творческие, имеющие не только теоретический опыт, но и практический в различных сферах и областях, а также более энергичные и открытые.
Данные компании обслуживают малые предприятия, консультанты становятся для них друзьями, а личностный контакт считается гораздо эффективнее в работе, чем контакт обезличенный, за счет этого достигается максимальное понимание заказчика и консультанта и устанавливаются долгосрочные отношения. Но и этого недостаточно, чтобы долгое время оставаться на плаву. Большие налоги, затраты на рекламу... Большинство таких компаний не празднуют свое пятилетие, объясняет Наталья Сорокина.
Небольшие аудиторские компании практически не интересуют крупный бизнес, поэтому те ориентируются в основном на клиентов из малого бизнеса. Но даже небольшого клиента найти бывает нелегко.
Источник: ИА Альянс Медиа