Кадровое агентство приносит 100 тыс. руб. ежемесячно
Ежегодно в крупных городах кадровых агентств становится на десятки больше. При этом на рынке все равно ощущается дефицит предложения. Спрос на услуги рекрутеров растет ударными темпами: в этом году, по оценкам самих игроков, он увеличился вдвое.
Прежде чем открывать рекрутинговое агентство, необходимо выполнить два основных требования: овладеть технологией подбора персонала (подобные знания требуются как минимум руководителю) и сформировать минимальную клиентскую базу.
Чтобы постичь азы рекрутинга, следует проработать консультантом в кадровом агентстве в среднем около года. Можно уложиться и в меньший срок. «Я сама была рекрутером полгода. Этого оказалось достаточно», — рассказывает ЕВГЕНИЯ СМИРНОВА, директор кадрового агентства «Практик-Центр».
Опыт необходим, чтобы объяснить технологию подбора персонала будущим сотрудникам. «Опытных рекрутеров вы не найдете, — поясняет ЛАРИСА БОГДАНОВА, директор рекрутинговой компании IBC Human Resources. — Спрос на таких специалистов крайне велик, и в молодое неопытное агентство они не пойдут».
До открытия собственной фирмы придется договориться как минимум с тремя клиентами, считает Евгения Смирнова. Часто ими становятся компании — заказчики агентства, в котором новоиспеченный директор сам работал консультантом по персоналу. Как отмечает АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ , директор кадрового агентства «Регина-Профи», не менее распространенный способ формирования первоначальной клиентской базы — личные связи, договоренности с друзьями и знакомыми.
Какой офис снимать?
Идеальный офис для кадрового агентства — помещение в центре города с отдельным входом и удобной парковкой. «Так заказчикам и соискателям будет проще вас найти», — поясняет ТАТЬЯНА СУХНЕВА, директор агентства персонала «Аксиома».
Аренда офиса в центре города для молодой фирмы слишком дорога. Г-жа Богданова уверена, что агентство вполне может снять свой первый офис в отдаленном районе: «Кандидаты, чтобы пройти собеседование с консультантом и устроиться на хорошую работу, готовы приезжать в любую точку города. Встречи с клиентом, как правило, происходят на его территории». В этом случае цена аренды существенно снизится.
Совет от компании «Регина-Профи»:
«Офис должен быть презентабельным. Поэтому, вероятно, придется сделать ремонт. Мраморные полы и хрустальные люстры — это лишнее. Главное, чтобы и клиентам, и кандидатам было в вашем офисе комфортно. Средняя стоимость ремонта (включая материалы и работу) — около 10 тыс. руб./кв. м. Если ремонтировать помещение самим, можно уложиться в половину этой суммы».
Рекрутинговой компании понадобится не только кабинет для работы консультантов, но и комната переговоров. По оценкам Алексея Морозова, площадь офиса для организации со штатом три-четыре человека должна быть не меньше 30 кв. м, чтобы и сотрудникам, и клиентам, и кандидатам было удобно.
Офис важно снабдить телефоном и выделенной линией Интернета. Стоимость одного телефонного номера (с установкой) — 10-12 тыс. руб., интернет-канала — около 2 тыс. руб. Ежемесячные расходы на телефонные переговоры и трафик составят от 3 до 9 тыс. руб.
Нужна ли офисная техника?
Набор офисной техники, необходимой кадровому агентству, ничем не отличается от стандартной комплектации для любой компании сферы услуг: компьютеры, телефонные аппараты, факс, ксерокс, принтер.
Лариса Богданова рекомендует приобрести «офисный комбайн», который совмещает функции ксерокса, принтера и факса. Цена — около 10 тыс. руб. Можно установить специализированное программное обеспечение (ПО). Такой софт позволит упорядочить данные о кандидатах и клиентах.
Существуют варианты — разработать ПО индивидуально или купить готовое решение. Например, екатеринбургская компания Nova Consulting продает программу «E-Staff Рекрутер», московское кадровое агентство «Коннект Персонал» предлагает программу «Матрица», столичная компания «Сайберлинк Системс» — систему комплексной автоматизации кадрового агентства CS Recruiter.
Минимальная стоимость качественного ПО, по оценкам Юлии Авериной , директора кадрового центра «Метрополис», — $500-1000.
Совет от компании «Аксиома»:
«Пока клиентская база и база кандидатов невелики, специализированное ПО не требуется — достаточно возможностей Windows и MS Office. Но лучше сразу приобрести ПО: рано или поздно фирма все равно столкнется с проблемой ограниченности стандартных программ. Придется устанавливать специализированный софт и потратить немало времени и сил, чтобы «перетащить» в эту программу всю наработанную базу».
Сколько сотрудников нанять?
«Консультанты — «добывающий» персонал для рекрутинговой фирмы: чем их больше и чем выше их квалификация, тем существеннее доходы агентства», — уверена Татьяна Сухнева. Однако на первых порах не стоит нанимать больше трех человек, полагают эксперты. Молодая рекрутинговая компания, как правило, не обладает внушительной базой клиентов и не может обеспечить работой крупный штат сотрудников. «Можно сразу взять и шесть консультантов, но вы первые месяцы не в состоянии будете платить им зарплату, и они уйдут в другие агентства. Спрос на таких специалистов в городе высокий», — поясняет Евгения Смирнова.
Многие консультанты в некрупных агентствах трудятся за процент. Однако в первые месяцы работы эксперты рекомендуют все-таки выплачивать сотрудникам оклад. Он должен быть условным — 2-3 тыс. руб., считает Юлия Аверина. По ее мнению, постоянный оклад должен гарантировать сотруднику молодого агентства стабильность, но не удовлетворять потребности работника полностью — консультант должен быть четко мотивирован на результат.
Например, в Екатеринбурге консультанты получают в среднем 10-30% от заказа. В крупных организациях заработная плата специалиста достигает 45-50 тыс. руб. В небольших агентствах итоговый месячный заработок одного рекрутера — 8-10 тыс. руб.
Помимо консультантов, для нормального функционирования кадрового агентства необходимы бухгалтер и системный администратор. Эксперты советуют отдать задачи, которые решают эти специалисты, на аутсорсинг. «Наемный бухгалтер обходится примерно в 10 тыс. руб. За услуги системного администратора придется отдавать 3 тыс. руб. в месяц», — резюмирует Алексей Морозов.
Совет от компании «Регина-Профи»:
«Как и любой другой компании, кадровому агентству требуется секретарь. Но на первых этапах работы можно сэкономить и разделить функции этого сотрудника между консультантами. Такое решение позволит сберечь не только деньги, но и квадратные метры офиса, которые можно будет использовать для создания комнаты переговоров».
Где искать рекрутеров и как их учить?
Вузы не готовят специалистов для рынка рекрутинга. Поэтому придется выращивать кадры внутри компании. Лариса Богданова заметила, что успешные рекрутеры получаются из выпускников психологических факультетов и профессионалов в области управления кадрами. Евгения Смирнова убеждена: специальность будущего консультанта не важна, главное — желание работать в рекрутинге, понимание всех минусов такой работы. К главным недостаткам профессии г-жа Смирнова отнесла нестабильный заработок и регулярные стрессовые ситуации.
На подготовку одного рекрутера в среднем уходит 1-1,5 года — за это время он научится закрывать вакансии уровня топ-менеджеров. Подбирать рабочих низкой квалификации новичок сможет практически с первого дня. Начинающих консультантов в фирме учат в режиме реального времени, закрепив за опытным специалистом. Сотрудник знакомится с профессией и одновременно закрывает простые вакансии, принося компании прибыль.
Учить рекрутеров могут и конкуренты. Подготовкой консультантов для других компаний занимаются, в частности, агентства «Кадровый банк Екатеринбурга» и «Метрополис». По подсчетам Юлии Авериной, один профильный тренинг (1-2 дня) обойдется примерно в 8 тыс. руб. Профессиональная долгосрочная программа обучения (5 недель) — от 15 тыс. руб.
Совет от компании «Практик-Центр»
«Обучение в крупном кадровом агентстве дает базу — основы технологии. Но не надейтесь на то, что потенциальные конкуренты поделятся с учениками хитростями и тонкостями профессии. Лучше учить азам самостоятельно. Затем отправить консультантов на тренинги к столичным звездам, таким как Валерий Поляков».
Как заявить о себе?
Продвижение компании — одна из самых сложных задач для рекрутеров, считают эксперты. Прямая реклама в этом бизнесе неэффективна. По мнению Ларисы Богдановой, самую большую отдачу приносит интернет-сайт. «Важно, чтобы любая компания, которая еще не определилась с выбором кадрового агентства, могла его найти. Если не гнаться за потрясающим дизайном, который особо не нужен, интернет-страничка обойдется агентству примерно в 30 тыс. руб.», — пояснила г-жа Богданова.
Другой способ — разместить вакансии на «работных» сайтах (Е1, HeadHunter) и в специализированных печатных СМИ («Работа для вас», «Карьера»). Таким образом молодая фирма не только сообщит о своем существовании потенциальным клиентам, но и привлечет кандидатов — советуют эксперты. Право на размещение вакансий на сайте
Совет от компании IBC Human Resourсes:
«Не стоит надеяться, что клиенты придут сами. На начальных этапах необходимо активно предлагать свои услуги: договориться о встречах с первыми лицами компаний, купить максимально дорогой костюм, быть убедительным и настойчивым. Объем клиентской базы и динамика ее роста в первое время работы агентства целиком и полностью зависят от коммуникативных навыков и работоспособности руководителя».
Когда окупятся вложения?
Первые деньги своему владельцу кадровое агентство принесет не раньше чем на второй месяц работы, убеждены операторы рынка. Консультант с небольшим стажем закрывает в среднем две вакансии в месяц, опытный рекрутер — пять. По подсчетам экспертов, стоимость выполнения одной заявки для начинающей компании — 20-25 тыс. руб. «Если удастся в первый месяц работы получить две-три заявки на закрытие вакансии, то к концу второго месяца вы заработаете около 60 тыс. руб.», — резюмирует Лариса Богданова.
Если молодая фирма будет активно и качественно трудиться, то затраты окупятся через год, полагает Юлия Аверина. Несмотря на то что даже начинающий рекрутер способен закрывать одну-две вакансии в месяц, почти год может уйти на формирование клиентской базы, которая будет стабильно снабжать консультантов заказами. Исключение — фирма, открытая под клиентов. При стабильном потоке заявок (минимум три вакансии в месяц на одного рекрутера) окупить бизнес можно уже за первые пару месяцев.
«Некрупная компания в перспективе может рассчитывать на доход примерно в 100-200 тыс. руб. в месяц», — подытожила г-жа Аверина.
Направления для дальнейшего развития
Параллельно с рекрутингом крупные кадровые агентства Екатеринбурга развивают дополнительные услуги. Среди них — кадровый консалтинг, исследования рынка труда, бизнес-обучение и т. д. По данным ТОП-листа «ДК», доля этих направлений в доходах компаний-лидеров составляет от 0,5 до 72%. Алексей Морозов уверен, что сопутствующие услуги могут приносить кадровому агентству не только дополнительные деньги, но и новых заказчиков: «Человек, который придет к вам, скажем, проконсультироваться по вопросам выстраивания системы мотивации в компании, вполне может стать клиентом и для ваших рекрутеров». Однако, отметил г-н Морозов, развивать дополнительные услуги имеет смысл, когда кадровое агентство уже встало на ноги: владеет эффективной технологией подбора персонала, обладает сильным брендом, солидными базами резюме и вакансий.
Цена входного билета
Расчет для кадрового агентства, расположенного в отдаленном от центра районе города и открытого под существующую базу клиентов. Площадь офиса — 30 кв. м. Штат сотрудников — директор и два консультанта. Каждый из них ежемесячно закрывает три вакансии. Средняя комиссия агентства — 20 тыс. руб.
---
Источник: Деловой квартал