Бизнес на ростовых куклах – просто и со вкусом
Затраты на открытие производства ростовых кукол - минимальные. Для начала достаточно одной швейной машинки ($800) и элементарного набора столярных инструментов. При этом в стабильном спросе можно не сомневаться.
ПАСПОРТ РЫНКА
Объем: н/д
Количество игроков — 5-7
Рентабельность — не менее 30%
Цены:
Ростовая кукла средней сложности — $700
Эксклюзивная ростовая кукла — $1,5-2,5 тыс.
В Москве ростовых кукол выпускают десять компаний, в Петербурге и Ростове — по четыре, в Кемерово — две.
Ростовые куклы: Коробочки с ножками
Константину Гросману, предпринимателю из Киева, в середине 1980-х довелось изготовить первую ростовую куклу. Она была необходима для создания более выразительного сценического образа. Так на театральной сцене появились поросенок, а затем и обезьяна. А несколько лет назад Константину снова пришлось вспомнить навыки изготовления ростовых кукол. «На тот момент у меня практически не было денег. Жена поставила ультиматум: если вернешься в этот день без денег, то можешь жить отдельно, — вспоминает бизнесмен. — Я пошел к директору торгово-развлекательного центра «Дивосвіт» и просто предложил ему сотрудничество. Сказав, что не уйду, пока не получу от него заказ. Не знаю, что мне помогло убедить его, но я получил заказ на изготовление куклы детеныша динозавра». Тогда мастер заработал $300, а сегодня ростовая кукла средней сложности стоит порядка $700, верхний предел — $1,5-2,5 тыс.
Обычно заказчики предпочитают бюджетные варианты. Зачастую клиенты заказывают кукол поштучно либо мелкооптовые партии в количестве от трех до пяти экземпляров. Заказ на 10-20 кукол — достаточно редкий. При этом, по словам Людмилы Семенюк, заместителя директора производственной студии «Кукла.ua», серийное производство 10-15 кукол удешевляет стоимость одной единицы всего лишь на 10%.
А уж совсем экономные заказчики могут взять ростовых кукол напрокат. Но, похоже, прокатная индустрия не в фаворе, так как, например, в компании «Кукла.ua» на данный момент в аренду сдают всего лишь трех кукол. И эта услуга является, скорее, дополнительным сервисом, а не весомой статьей доходов. Почасовая сдача в аренду — это пока что прерогатива рекламных и ивент-агентств, а не компаний-производителей. «За час аренды ростовой куклы с актером я беру $70-100, за каждый последующий час — $50, — рассказал Игорь Цапуленко, ивентор из Днепропетровска. — Напрокат кукол обычно берут на дни рождения, выпускные балы или же используют их как «живую» открытку. Но иногда их разово арендуют и небольшие компании, которым нет смысла раскошеливаться на ее изготовление. Спросом пользуются герои нашумевших мультфильмов, а также медведи и кукла-сердце».
Чтобы расширить ассортиментный ряд и диверсифицировать собственный бизнес, кукольники изготавливают интерьерных и театральных кукол, шьют промо- и карнавальные костюмы, оформляют витрины, а также оказывают помощь в организации частных и корпоративных праздников. «Мы действительно выполняем заказы и для театров, и для киноиндустрии, но на сегодняшний день 90% доходов приносят именно ростовые куклы, — уверяет Оксана Каленик, директор одесской «Студии кукол и бутафории». — Причем среди заказчиков — до 40% зарубежных клиентов». Иногда канадцы, россияне, итальянцы, немцы боятся обмана, но все же рискуют, потому как их привлекает качество работы украинских мастеров.
Ростовые куклы: Сумасшедший лягушонок
Затраты на открытие производства — минимальные. Для начала достаточно одной швейной машинки ($800) и элементарного набора столярных инструментов: дрель, плоскогубцы и т.д. — до $600. Помещение — сложный вопрос. Если на первых порах уж совсем тяжко с деньгами, то можно мастерить и в собственной квартире, но на активное развитие бизнеса рассчитывать не стоит — ростовые куклы занимают достаточно много места. Поэтому-то Оксана Каленик советует обзаводиться отдельным помещением со старта. Для начала хватит и 20-25 кв. м. При этом на изготовление одной куклы у одного мастера уходит около месяца. Если же он ранее делал подобную фигуру, то по существующим лекалам каждую последующую может создать и за две-три недели.
Закупать расходные материалы впрок не имеет смысла. Поролон, использующийся для производства кукол, — товар отнюдь не дефицитный, впрочем, как и другие материалы, требуемые для производства. Посему, взяв 50% предоплаты, можно закупать материалы и приступать к работе. По словам Оксаны Каленик, в себестоимости куклы примерно 30% — материалы, 70% — зарплата и аренда.
Ростовые куклы различаются по способу крепления на актере: костюмы могут фиксироваться либо на голове, либо на плечах, если кукла выше человеческого роста.
В первом варианте актер смотрит на мир через глаза куклы или через ее рот, во втором — через задрапированные прорези на ее груди. Рекомендуемый рост куклы — до 2,5 м. В противном случае человек может не устоять на ногах. А вообще ее размер зависит от роста человека, на которого она будет одеваться: если его рост 1,6 м, то кукла будет 1,9-2 м, если рост 1,9 м, то кукла — 2,2-2,5 м. Наибольшим спросом пользуются Crazy Frog, Шрек и Белка из «Ледникового периода», а также корпоративные животные и ростовые куклы в виде продукции компании.
Намного проще вырезать бутылку водки или же пачку майонеза, а вот с корпоративными животными или же мультипликационными героями придется повозиться. «Чем сложнее ручная работа, тем дороже изделие, — говорит Людмила Семенюк. — Кроме сложности изготовления, на стоимость конечной работы влияют и цены на закупочные материалы.». Но Оксана Каленик советует не увлекаться дорогими материалами, в том числе и импортными: украинский клиент не готов выкладывать кругленькую сумму за ростовую куклу. Все детали лучше оговаривать в индивидуальном порядке.
Жизнь ростовой куклы продолжительна. «Если куклу промоутеры носят в течение шести-семи часов ежедневно, то она прослужит не больше полугода. Если же режим работы более щадящий, то ее можно эксплуатировать и два-четыре года», — рассказала г-жа Семенюк. Константин Гросман вместе с готовым изделием передает каждому клиенту и инструкцию по эксплуатации и хранению куклы. Также следует учитывать и то, что в работе промоутера или актера, находящегося в кукле, должны быть перерывы. Ведь она сшита из поролона, и внутри нее человек может получить тепловой удар.
Также новичкам сразу же стоит раскошелиться и на создание собственного сайта ($600-800). На то существует несколько причин. Г-жа Каленик утверждает, что 50% заказчиков находят их через интернет. По словам г-на Гросмана, необходимо застолбить место в Сети, потому что «эфир» сразу же занимают посредники всех мастей: рекламные агент-ства, пиар- и ивент-компании. Причем часть из них указывает на своих сайтах, что они занимаются изготовлением ростовых кукол, что не соответствует действительности. «Более того, посредники могли бы быть и поскромнее.
Я уже потерял не один заказ, потому как они пытались предложить клиенту ростовую куклу в 2-2,5 раза дороже, чем она стоит на самом деле, — объясняет Константин Гросман. — Если бы клиент вышел на меня, то, возможно, заказал бы за эти деньги не одну, а две или три куклы. Но при таком раскладе без работы остались все. А ведь через посредников проходит до 70% заказов». При этом кукольники говорят, что вовсе не гонятся за прибылью и готовы работать с 30%-ной рентабельностью. А на отдельных заказах рентабельность может достигать и 50%, например, в том случае если мастер изготавливает куклу сам, не используя труд наемных работников.
Ростовые куклы: Сама, сама, сама…
Мастеров по изготовлению ростовых кукол нигде не выпускают. Так, в Одессе есть Театральное художественное училище им. Грекова, где готовят бутафоров, и в Москве — профильное театральное училище, выпускающее исключительно мастеров по театральным куклам. Поэтому в таком бизнесе заняты в основном бывшие актеры-кукольники, бутафоры или театральные реквизиторы. Однако можно смело утверждать, что на этом рынке явно не хватает прирожденных управленцев, которые смогли бы собрать команду профессионалов. В большинстве своем бывшие театралы промышляют в одиночку, изготавливая кукол от случая к случаю. То есть главное — суметь организовать процесс от начала и до конца. А в этом бизнесе, как и в любом другом, срабатывают те же принципы: честность, пунктуальность и качественно выполненная работа.
«Молодых специалистов пробуем вырастить сами, но, увы, пока что это дается с трудом. На рынке практически нет профессионалов, которые могут самостоятельно сделать куклу «от а до я». Те, кто могут — уже при работе. Поэтому наша компания пришла к модели разделения труда: весь технологический процесс разбит на составные части. По-другому не получается», — говорит Людмила Семенюк.
«Наиболее сложные детали в ростовой кукле — голову, руки и ноги — я предпочитаю делать сам, — говорит Константин Гросман. — Туловище могут сделать и мои коллеги, да и обшить куклу материалом могут обыкновенные швеи, не имеющие к производству кукол никакого отношения. Другой вопрос, что далеко не каждая из них готова взяться за такую трудоемкую работу. Многим проще подшить 10 брюк, чем взяться за более ответственный заказ».
Для эффективной работы достаточно парочки специалистов, умеющих обращаться с поролоном, и две-три надомных швеи. По большому счету, их можно и не зачислять в штат. А при необходимости количество швей можно увеличить. По словам г-на Гросмана, швее он платит примерно 20% от стоимости заказа.
Цеховое общение для обмена опытом между кукольниками не складывается. «Могу сказать, что, например, россияне не идут на контакт. Я пару раз посещала профильные форумы, но поняла, что это бесполезная идея. Украинцы вроде бы и хотят «поговорить», но общение как-то не складывается, — говорит г-жа Каленик. — А оно бы не помешало, ведь заказы есть и в других городах Украины, так что можно было бы передавать друг другу клиентов».
Константин Гросман отметил, что он готов передавать знания, но вот к откровенному жульничеству собратьев относится негативно. По его словам, некоторые кукольники не гнушаются на собственных сайтах выкладывать фотографии чужих работ, в итоге они не просто вводят в заблуждение клиента, но и отбивают у него желание в будущем заказывать ростовых кукол, так как их качество оставляет желать лучшего.
Однако, несмотря на все неурядицы, Оксана Каленик говорит, что не видит предпосылок для замедления темпов роста. «Если компания выпустила новый майонез и не провела промо-акцию с участием ростовых кукол, то можно сказать, что она ничего и не выпустила, — с улыбкой говорит собеседница «ВД». — На рынке однозначно будут появляться новые игроки, но при этом темпы роста сохранятся на отметке 30%». Ведь работы должно хватить всем, потому как существующие игроки не успевают оперативно обслужить всех заказчиков.