Как открыть в Москве мини-пекарню?
фото: Роман Орлов |
Уникальный момент
Еда нужна всегда. Тем более в таком мегаполисе, как Москва. Город потребляет около 18 тыс. тонн различного продовольствия в день. То есть ежедневно Москва съедает два товарных поезда по 70 вагонов в каждом. Последние погодные неурядицы и неурожай взвинтили цены на этом рынке. Основной
Согласно данным Росстата за 2009 год, Россия потребляет 120 кг хлебобулочных изделий на душу населения в год. Примерно как в Польше (115 кг), но гораздо больше, чем во Франции (85 кг), Германии (80 кг) и Великобритании (55 кг). При этом до 2008 года потребление хлеба в России снижалось, но после начала кризиса вновь стало возрастать.
При таких перспективах малому бизнесу самое время подумать об открытии мини-пекарен и точек продажи хлебобулочной продукции. Сейчас уникальный момент: цены на готовую продукцию готовы расти, но сырье (муку) уже никто не придерживает. К тому же роста цен на
Первые шаги
Бизнес предполагается розничным, поэтому главное в нем — удачный выбор места. Вам нужен спальный район и пересечение пешеходных потоков. При этом к метро вас скорее всего не пустят, потому что там уже все занято. Но отчаиваться рано: можно воспользоваться… геометрией.
Берете подробную карту района (как правило, она висит на сайте местной администрации). Отмечаете на ней крупные магазины. Это ваши основные конкуренты: хлеб там однозначно есть, да и кондитерка присутствует. Отмечаете также станции метро и крупные перекрестки (например, пересадки с автобусов на железнодорожную линию). Затем начинаете рисовать стрелочки (векторы) пешеходных потоков, втекающие в обозначенные точки из жилых массивов. Через некоторое время эти векторы начинают пересекаться. Так выявляются точки, где формируется пешеходный поток.
Иногда возникают неожиданные эффекты: так, в одном из районов Москвы самой перспективной точкой для открытия хлебопекарни оказалась… крупная больница. Мало того что в ней много народу работает и родственники больных приходят, так она еще и на пути к метро оказалась и к тому же вдалеке от супермаркетов (их там не втиснуть). Предприниматель-хлебопек прямо у больницы помещение и арендовал. Процветает.
Кстати, еще одним признанным потребителем хлебобулочных изделий являются учебные заведения. В Москве так сложилось исторически: где “конфетки-бараночки”, там и “гимназистки румяные”. Если серьезно, то учащиеся школ, а особенно студенты вузов и техникумов, обожают горячие булки, пирожки и тому подобную продукцию. Даже если в учебном заведении имеется своя столовая, они все равно будут выбегать на переменах за пирожками. Предпринимателю стоит учитывать это.
После выявления перспективных точек, необходимо обязательно провести полевое исследование. То есть выйти и самому посмотреть, действительно ли народ там ходит, сколько его и какой он.
Например, много людей в костюмах — бизнесмены, чиновники, сотрудники офисов — это хорошо, но скорее всего не для вашего бизнеса. Люди в костюмах — клиенты обеспеченные, но выпечку они покупают редко из-за боязни испачкать одежду. Либо вам придется предоставить им условия, где пирожок можно не только купить, но и съесть “не на ходу”. Тогда вам нужно открывать мини-кафе, а это уже на порядок большие затраты.
С другой стороны, толпа гостей столицы, по утрам спешащая на ближайшую стройку, одежду испачкать не боится. Однако эти люди, как правило, предпочитают национальную кухню и хлеб. И не надо думать, что слово “лаваш” обозначает нечто универсальное: существует более 100 видов лавашей! И тот лаваш, что с удовольствием купит азербайджанец, может не прийтись по вкусу, например, таджику.
В этой связи заметим, что в Москве по-прежнему беда с недорогой национальной кухней. И если вы сумеете удовлетворить спрос какой-то этнической группы (а их в Москве много), то можете не сомневаться: представители этой диаспоры специально поедут к вам даже с других концов города. В том числе и за хлебом. При этом новости в диаспоре распространяются быстро, а этнические клиенты — одни из самых благодарных.
Выбрав 2—3 перспективных места, нужно идти в местную администрацию. В идеальном варианте мини-пекарня и точка продажи изделий совмещены, и ваш хлеб продается горячим. Но у местной администрации может быть свое мнение по этому вопросу: подходящих помещений в облюбованных вами местах может и не найтись. В этом случае производство и сбыт придется разносить: в облюбованном месте будет торговая точка, а производство там, где есть подходящее помещение. В этом случае вам потребуется водитель—экспедитор для доставки продукции к местам сбыта. Понятно, что, чем короче путь от цеха до прилавка, тем больше у вас шансов продавать именно горячий хлеб и выпечку и тем больше вероятность успеха вашего бизнеса.
Поскольку речь идет о пищевом производстве, требования СЭС — очень жесткие. Вам необходимо не менее 100 кв. м в отдельно стоящем (обязательное условие!) здании. При этом обязательно наличие воды, электроэнергии (не менее 15 кВт у вас электропечи) и канализации. Можно использовать также газовые печи, но для этого необходим подвод магистрального газа. Внутри должно быть два отдельных помещения-склада: одно — для муки, второе — для дрожжей и жиров (масло, начинки). Кроме того, у вас будут работать печи, а значит, и требования МЧС (пожарный надзор) тоже весьма жесткие. В частности, ваше помещение обязательно должно иметь второй (пожарный) выход. К нему должна иметь возможность подъехать пожарная машина. Помещение, где хранится мука, должно быть без окон и оборудовано железной дверью: при определенных концентрациях в воздухе мука становится взрывоопасной.
Понятно, что все вышеперечисленное, что называется, дорогое удовольствие. Но найти можно. Проще всего арендовать бывшую столовую (или ее часть): она требованиям СЭС и пожарных заранее отвечает. Например, один знакомый хлебопек 3 года назад арендовал столовую разорившегося заводика на севере Москвы. Теперь это выглядит так: столовая с евроремонтом и иллюминацией, а вокруг — руины.
Способов поиска подходящего помещения всего три: знакомство, местная администрация и риелторы. Рекомендуем воспользоваться всеми одновременно. Ставки аренды в Москве сейчас постепенно возвращаются на докризисный уровень. Так что обойдется вам аренда помещения с указанными минимальными параметрами не менее чем в 350—400 тыс. руб. в год. Или в 30—35 тыс. руб. в месяц. При этом аренду у вас попросят за 3 месяца вперед — готовьте 100 тыс руб.
Выбор оборудования
Теперь оборудование. Необходим мукопросеиватель, тестомес, расстоечный шкаф и пару печей. Не забудем и про необходимые мелочи: разделочные столы, дозаторы для начинки, ножи, противни и т.д.
Стоимость оборудования может различаться довольно серьезно. Например, знакомый пекарь-грузин гордится своими формами для печенья “курабье”. Они сделаны вручную и отлиты из серебра! Печенье у него действительно выходит умопомрачительно вкусным, но на начальном этапе такой экзотики, наверное, не надо.
Вам нужен лучше всего комплект. Собирать оборудование с бору по сосенке и покупать б/у категорически не рекомендуем. Пекарня (если вы хотите выгоды, а не убытков) должна работать как минимум в две смены, а лучше в три. В 7 часов утра ваша пылающая жаром продукция должна лежать на прилавке. Для этого ночная смена должна заступать на работу как минимум в полночь. Вторая смена должна менять ее в 8 утра и работать до 16.00. Наличие третьей смены зависит от возможностей сбыта: есть ли он у вас для продукции, изготовленной к 20.00. Учтите, что до утра эта продукция не доживет: хлеб станет “вчерашним”.
Это к тому, что как минимум с полуночи до 16.00 ваше оборудование работает непрерывно: мукопросеиватель трясется, тестомес крутится, печи жарят. Если у вас в самый ответственный момент что-либо выйдет из строя, продукция всей смены пойдет насмарку. А вы — предприниматель — получите серьезный убыток. Нужно ли так рисковать, покупая оборудование б/у или, скажем, тестомес непонятного происхождения?
Кроме того, оборудование должно быть функциональным. Например, разделочный стол должен быть такой площади, чтобы работники за ним не стукались, извините, задницами с теми, кто в этот момент вынимает из печи горячие противни с продукцией. Но в то же время, стол не должен быть и слишком маленьким. Именно для этого оборудование продается в комплектах, где размеры зависят от площади предполагаемого цеха. И могут меняться: к столу можно пристыковать дополнительную секцию; существуют также возможности наращивания мощности печей.
Стоит такой комплект от 600 тыс. руб. (российское или белорусское производство) до 80 тыс. евро (производство Франции и Италии). Немецкое оборудование зарекомендовало себя не очень хорошо: слишком “нежное”, печи не выдерживают скачков напряжения в отечественных электросетях.
Какое выбрать? Отечественное обслуживать дешевле, да и запчасти приходят оперативно, если что-то случается. Зато иностранное, особенно французское, все-таки понадежнее. На иностранное можно оформить лизинг с 20%-ным первоначальным взносом, то есть 16 тыс. евро или 540 тыс. руб. единовременно с ежемесячным платежом около 1,7—1,8 тыс. евро, или около 60 тыс. руб. Отечественные производители требуют 50%-ный первоначальный взнос (300 тыс. руб.) и ежемесячный платеж около 15 тыс. руб.
Таким образом, для начинающего предпринимателя более предпочтителен все-таки отечественный вариант. С другой стороны, при покупке иностранного оборудования можно взять франшизу, что существенно облегчит платежи. Но при этом вы будете лишены возможности производить ту продукцию, которая вам нравится: франшиза требует жесткого соблюдения рецептуры.
Всему голова
Особое внимание следует уделить не только качеству хлеба, но и персоналу. Здесь очень жесткий момент: либо вы сами являетесь технологом и разбираетесь в производстве и рецептуре, либо вы нанимаете на рынке грамотного технолога и не экономите на его зарплате (50 тыс. руб. в месяц). Потому что, несмотря на предполагаемый рост цен, хлеба в Москве достаточно. Мало того: хлеб является единственным пищевым продуктом, которым Москва и другие мегаполисы обеспечивают себя сами. Такое решение принял еще Иосиф Сталин: запас муки и производственные мощности в городах с населением свыше 1 млн. человек должны быть достаточны для производства годового запаса хлеба. Указание вождя строго соблюдается и поныне, это вопрос политический.
Для малого предпринимателя это означает, что голода не будет и абы какую продукцию покупатели не раскупят. А раскупить должны быстро: вчерашний хлеб никому не нужен, его можно сбыть разве что на свиноферму. Для того и нужен технолог, чтобы ваша продукция была вкуснее и оригинальнее, чем у конкурентов. Кроме того, технолог разбирается в муке, масле и повидлах (начинках): где, когда и что закупить. Например, в Москве 3 крупных мелькомбината: Московский, Сокольники и Истринский (уже в области). Но технологи почему-то предпочитают муку с Московского, хотя она и дороже. Им виднее.
Надо сказать, что продавцы сырья, как правило, не предоставляют начинающим никаких скидок, и требуют 100%-ную предоплату. Лишь после года совместной работы с тем или иным поставщиком можно заводить разговоры о скидках. Разовые вложения в сырье составляют минимально 50 тыс. руб. (вам не продадут, например, меньше тонны муки). Однако необходимо иметь в наличии запас еще в 50 тыс. руб., чтобы вовремя закупить закончившиеся ингредиенты. Этот запас пригодится также, если нужно срочно отремонтировать оборудование.
Кроме технолога вам необходимо еще 4 человека рабочих: двое на разделочном столе и двое на печах (противень тяжелый, его ставят/вынимают вдвоем). Технолог следит за тестомесом (чего туда сыплют), а также за тем, что делают все остальные участники производства, не нарушается ли рецептура. Зарплата рабочих — по 25 тыс. руб. каждому; итого 100 тыс. руб. в месяц. А теперь удвоим, потому что смен, как уже говорилось, две: получим 200 тыс. руб. в месяц. При этом технолога удваивать не надо: его рабочий день не 8 часов, а 16. Для этого рядом с тестомесом обычно ставится койка, где технолог может и подремать, пока “процесс идет”.
Не забудем также расходы на водителя—экспедитора. Обычно нанимается человек со своей “Газелью”, который отвозит продукцию дважды в смену. Стоит это около 30 тыс. руб. в месяц. Кроме того, у вас будут большие коммунальные платежи (электропечи потребляют очень много электричества, а еще свет по ночам жечь). Не менее 20 тыс. руб. ежемесячно. И не исключено, что оплату за первый месяц вам предложат внести вперед.
Итого разовые вложения: 100 тыс. руб. (аренда) + 300 тыс. руб. (оборудование) + 280 тыс. руб. (зарплата персонала в первый месяц) + 50 тыс. руб. (сырье) + 50 тыс. руб. (оборотные средства) + 20 тыс. руб. (коммуналка) = 800 тыс. руб.
Теперь постоянные ежемесячные расходы: 280 тыс. руб. (зарплата) + 20 тыс. руб. (коммуналка) + 35 тыс. руб. (аренда) + 50 тыс. руб. (сырье) + 60 тыс. руб. (налоги) + 5 тыс. руб. (резервный фонд) = 450 тыс. руб.
Теперь доходы. Мощность вашего производства позволяет изготовить продукции на 16—17 тыс. руб. в сутки. Или примерно на 500 тыс. руб. в месяц (ваше производство работает без выходных и праздников, это хлеб). Таким образом, ваша ежемесячная прибыль составляет около 50 тыс. руб., а срок окупаемости проекта — около полутора лет. Проработав года два, “отбившись” и накопив денег, можно думать о расширении производства. Очевидное направление расширения — открытие собственных торговых точек с вывеской “горячий хлеб”.
20/09/2010