Итак, если кроме вас имеются другие учредители, то при регистрации бизнеса необходимо определиться с разделением долей. Проще говоря, кто на какую часть акций или уставного капитала претендует.
С учетом долей (акций) будут считаться голоса при принятии решений и распределении прибыли. Также от этого будет зависеть, сколько получит имущества организации или денег человек при выходе из состава учредителей.
Данный вопрос очень серьезен и решить его необходимо с самого начала. Дальше изменить, перераспределить доли (акции) будет уже почти невозможно, ну или очень сложно. Решение о разделении долей должно устроить всех, чтобы не осталось недовольных. В противном случае совместное дело лучше вообще не начинать, поскольку в любом случае недовольство будет усиливаться, что грозит впоследствии разделом бизнеса. Вспомните, о чем мы говорили в разделе « Нужны ли Вам партнеры для бизнеса?». Если вы не сойдетесь во мнениях и не найдете общий язык еще на начальной стадии своего бизнеса, то совместное дело лучше и не начинать.
Встает резонный вопрос, как же разделить доли и оценить вклад каждого участника бизнеса? В каждом конкретном случае решается индивидуально в зависимости от знаний, умений, опыта, деловых качеств, первоначальных вложений и т.д. Если вы ведете бизнес с партнером на равноправных условиях, возможен вариант 50/50. Если вам просто нужен опытный специалист для реализации своей гениальной бизнес идеи, можно попробовать предложить ему небольшую долю 20-40 %. Ведь это тоже стимул хорошо работать и зарабатывать для этого специалиста, нежели получать мизерный фиксированный оклад по сравнению с процентом от дохода компании.
В том случае если вы имеете дело с инвестором, то он может потребовать даже равную или даже большую долю, поскольку рискует своими средствами, но опять же все зависит, как вы с ним договоритесь. Но в конечном счете, несмотря на знания, опыт, качества человека, решающую роль в распределении долей играет материальная часть средств, вносимая ради бизнеса. Чем больше ваш первоначальный взнос в бизнес, тем вероятнее всего вы потребуете и получите соответственно больший процент в распределении долей бизнеса.
Нас часто спрашивают, как делить доли в стартапе, кому сколько, что с кого требовать и т.п. Вот моё мнение по этому вопросу.
С кем делать стартап? Я неоднократно говорил, что компанию лучше вообще не делать, а пойти в уже имеющийся стартап Что ж, раз уж впрягся в свой собственный стартап, надо выкручиваться. Есть четыре типа людей, которые нужны в создании стартапа:
основатели-акционеры. Они несут финансовые риски (в размере собственных вложений и личных обязательств - например, если я использую свою личную кредитную карту для покупки чего-то для моего стартапа, то банку долг платить должен я, а не компания).
работники (необязательно акционеры). Очень важно понимать, что работники не несут финансовые риски, за исключением шанса не получить зарплату (и то - в Штатах лично на работодателя можно подавать в суд с требованием выплатить долги по зарплате).
советники (желательно иметь их сразу) и сторонние директора (сразу они не нужны). Это люди, которые могут дать совет и повлиять на развитие компании.
инвесторы (не основатели). Они дают деньги, но не принимают или принимают лишь малое участие в жизни компании (при инвестициях выше 500к обычно хотя бы один из представителей инвесторов становится сторонним директором компании).
Сколько иметь основателей? Опять же, я уже писал, что три - идеальный вариант. Опасен он только тем, что двое всегда могут сговориться против третьего. Полезен он тем, что решение можно принять практически всегда, т.к. всегда голосование идёт как 2:1.
Как распределяются доли между основателями? Однозначного ответа нет, но вот вещи, которые обязательно нужно учитывать:
в начальный момент, когда стартап только создаётся, и распределяются доли, не существует понятия “справедливо” или “несправедливо”: о чём основатели договорились, то и справедливо. Т.е. если один из основателей получил 10%, а другой - 20%, и они об этом договорились сразу, то несколько лет спустя бессмысленно переигрывать изначальное соглашение.
обязательно нужно оценить вложения денег, сил и времени. Если в течение первых двух лет (или трёх - на любителя) основатель компании А вкладывает 1000 часов своего времени (допустим, если он это же время может продать работодателю по 5 долларов в час), а основатель Б вкладывает 4000 долларов и 200 часов своего времени (по той же ценовой ставке), то их вложения одинаковы. Ни в коем случае нельзя недооценивать влияние труда и потраченного времени: труд необходим, так как деньги сами себя не производят. Моё предложение такое: предварительно оценить с основателями объёмы собственных вложений и пропорционально разделить 75-90% акций.
Почему не 100? Остаток можно продать инвестору, как я писал тут. Оставшиеся акции можно дать директорам, ими можно наградить хороших работников. В противном случае придётся выпускать новые акции, и это не всегда полезно.
Почему я говорю про два года? Ни в ком случае нельзя давать акции основателям без одного условия: они должны работать в компании минимум два года (vesting period). Если один из основателей уходит, хлопнув дверью, через 1.5 года после создания компании, он теряет всё (ну или значительную часть). Это очень помогает добиться участия основателей без потери интереса к начинанию. Насколько я помню, в Штатах в Chapter C Corporation основатели должны выкупить минимум 50% акций, но можно выкрутиться за счёт Shareholder Agreement (соглашения между акционерами), в котором может быть записан порядок купли-продажи акций компании. Т.е. туда вполне законно можно вписать пункт, что основатель, ушедший из бизнеса меньше, чем через 2 года, обязан продать акции компании по заранее оговоренной или рыночной цене (ключевой момент тут - обязан продать). Я бы порекомендовал взять грамотного корпоративного юриста, потратить 3-5 тысяч долларов на создание нормального соглашения между акционерами и больше к этому вопросу не возвращаться.
В компании должен быть кто-то главный. Все основатели равны, но кто-то должен быть ответственным за управление компанией. Даже если основателей всего трое, и они - лучшие друзья, ещё в яслях соображавшие одну соску на троих. Когда кто-то является главным (прошу мне поверить, после того, как я побывал в шкуре CEO несколько лет, я сейчас наслаждаюсь передышкой - это не такое большое удовольствие), ответственность намного проще разделять. Если все равны - то в случае проблемы все будут валить вину на других.
- имеют идею как им совместно сделать проект который будет приносить деньги
- доверяют друг другу (друзья с детства, давние знакомые и т п)
- скопили денег на то чтобы некоторое время (достаточное для выполнения проекта) финансово ни от кого не зависеть
Они начинают общее дело и им нужно как-то оформить еще не приносящее прибыли предприятие. Есть вариант оформить сразу или потом, когда возникнет потребность. Раннее оформление влечет за собой кучу расходов и волокиты, кроме того, не решает проблемы распределения долей в будущем успешном (?) бизнесе. С вариантом оформить потом тоже все не просто, так как на тот момент, когда появится прибыль у участников будет разное видение размера своего вклада в продукт, что может закончитьс плачевно и для дружбы и для бизнеса. Вариант разделить доли сразу тоже плох, так как заранее неизвестен окончательный вклад в продукт каждого из участников.
Проанализировав все это, а также статью Как делить доли в стартапе мы пришли к следующей модели, которая пока работает для нас хорошо.
Решение:
- Мы не создаем юридическое лицо сейчас, к счастью нас приютили, в том числе и юридически, наши друзья.
- Доли в компании есть динамическими и зависят от вклада учасников в общее дело
- Вклады на ранней стадии более ценные, что досигается индексацией их по начальной ставке 30% годовых, то есть 1000$ вложенная сеодня будет равна 1300$ через год. Процент плавающий и меняется раз в месяц в зависимости от текущей средней температуры по палате (состояния дел). Например мы уже снизили его с 30 до 28 после того как поработали месяц и ликвиировали за это время большое количество рисков.
- Все участники получают заранее оговоренную компенсацию за работу, либо почасовая оплата либо зарплата которая может не выплачиваться (в большинстве случаев) либо выплачиваться частично. Деньги которые не выплатились становятся инвестииями участника в проект и записываются в конце месяца в Инвестиционную Ведомость
- Также в ведомость записываются все расходы на инфраструктуру и аутсорсинг и в конце месяца доли пересчитываются
- Деньги на денежные расходы вносятся добровольно но мы старемся их равномерно распределять между отцами-основателями
- Когда проект стабильно выйдет на самоокупаемость (будет покрывать затраты участников на него) будет создано АОЗТ, в котором доли будут закреплены официально и меняться не будут
- В случае прекращения сотрудничества с учасником до создания АОЗТ (впрочем и после тоже) пока мы решили что его доля остается (она плавно уменьшается так как ), но перечитав с утра Как делить доли в стартапе мне кажется что это не есть правильно и возможно стоит это доработать.
Нам эта схема очень по душе, я трачу на всю бухгалтерию 30 мин в месяц. Более того она позволила нам привлечь новых людей в проект, закрыв важные направления. И думаю привлечет еще.
Надеюсь данная схема (или ее модификация так как любая ситуация уникальна) также поможет тем кто хочет начать общее дело с друзьями.