Франшиза в общепите – с чего начать?
Сегодня в России быстро распространяются франшизы туристических агентств, салонов красоты, аптек, компаний, оказывающих услуги сотовой связи. Но наибольшего развития этот вид бизнеса достиг в российском общественном питании.
Как это сказать по-русски и использовать для развития своего кафе?
Сегодня в России быстро распространяются франшизы туристических агентств, салонов красоты, аптек, компаний, оказывающих услуги сотовой связи. Но наибольшего развития этот вид бизнеса достиг в российском общественном питании. Начавшись в Москве в 1993 году с кафе-франчайзи Baskin Robbins, сегодня франчайзинг занял прочное место в организации общественного питания не только обеих столиц, но и других российских городов.
По франшизе были открыты «Русское бистро», «РостикС», «Крошка-картошка», «Теремок — Русские блины», KFC, Pizza Hut, Sbarro, Subway, McDonald's, «Му-му», «Елки-палки», «Планета Суши», «Патио Пицца», «Ням-ням», «Якитория». Петербургские компании сами создают франчайзинговые системы, например «Чайная ложка» и «У тещи на блинах».
Франчайзинговый пакет, или франшиза (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи), позволяет быстро освоить даже совершенно новый вид бизнеса. Для франчайзеров продажа франшиз — это возможность повышения роста продаж и дальнейшего продвижения бренда через единую торговую и маркетинговую политику. Так, если компании не хватает ресурсов для развития филиальной сети, то она просто продает свой опыт, технологии и созданную рыночную репутацию другим фирмам, на условиях соблюдения покупателями фирменных стандартов продавца. Покупка франшизы сложившейся сети ресторанов снижает коммерческий риск нового бизнеса в 4—5 раз за счет того, что франчайзи сразу получает отточенные технологии, выверенное меню, известное имя.
Часто франчайзеры помимо федеральной рекламы, которую они оплачивают сами, компенсируют своим франчайзи до половины расходов на их собственные рекламные кампании. Также они организуют бесплатные обучающие курсы для персонала. Иногда по условию договора франчайзи не платит роялти, но должен покупать полуфабрикаты только у франчайзера с целью соблюдения стандартов качества, что, кстати, обеспечивает фирме-франчайзеру дополнительные доходы.
Однако чтобы начать такой бизнес, франчайзи должен обладать стартовым капиталом, найти помещение, продемонстрировать выдающиеся успехи и квалификацию и понравиться франчайзеру. Размер стартового капитала зависит от класса заведения, которое решено открыть. Так, франшиза «Теремок — Русские блины» обойдется в сумму от 15—17 тыс. долларов (важно помнить, что кроме включенной в эту сумму стоимости необходимого оборудования и единовременного взноса придется регулярно оплачивать аренду места и коммунальные платежи, закупку продуктов). Для открытия более крупного предприятия быстрого питания под известной маркой требуется стартовый капитал от 50 тыс. долларов.
Покупая франшизу, придется пожертвовать собственной свободой в бизнесе, поскольку все технологии и механизмы работы будут вестись по модели, принятой франчайзером. Кроме того, довольно принципиальным моментом для покупки франшизы является финансовая прозрачность бизнеса. Столь строгие рамки ведения дел зачастую заставляют франчази, набравшегося опыта и наработавшего ценные деловые связи, серьезно задуматься об открытии заведения под собственным брендом.
Такой исход взаимоотношений порой достаточно опасен для франчайзера, который оказывается незащищенным от неблагонадежных франчайзи. Бывшие партнеры могут перерегистрировать компанию, и, работая на основе тех же технологий, не выплачивать роялти. Кроме того, франчайзер, проведя кропотливую работу по постановке бизнеса франчайзи, рискует не только расстаться с ним, например, в случае несоблюдения последним требуемых стандартов ведения бизнеса, но и потерять конфиденциальную информацию о своих технологиях, переданную в процессе обучения «нерадивыму ученику». Опасаясь за свою репутацию, франчайзеры проводят строгий отбор среди претендентов на покупку франшизы.
Начать свой бизнес можно и без помощи крупных сетей, создав с «нуля» или просто купив фирму. Если же переход на систему франчайзинга по вашим расчетам принесет фирме серьезное увеличение дохода, то есть смысл до заключения конкретного договора тщательно изучить условия и особенности работы с конкретным франчайзером. Полезно также встретиться с другими франчайзи, работающими под этим брендом, и выяснить у них преимущества и недостатки этой франшизы. Сегодня, в эпоху тотальной глобализации, франчайзинг может стать реальным рычагом для вывода бизнеса на новый уровень. Но только при условии, когда это решение тщательно продумано и подготовлено.
Франчайзинг — форма сотрудничества двух самостоятельных компаний, при которой одна компания (франчайзи) работает, используя торговую марку, фирменный стиль, технологический процесс и/или специализированное оборудование другой (франчайзера). За это право (франшизу) франчайзи платит франчайзеру единовременно фиксированную сумму, а затем регулярные взносы (роялти). Роялти могут быть как в виде фиксированных ставок, так и в виде процентов от оборота или от доходов франчайзи.