Где найти хорошего фрилансера?
Как определить, хорош ли приглашенный дизайнер?
На первый взгляд может показаться, что дизайнер – тот специалист, в котором нуждается далеко не каждая компания. На самом деле это не так. Многие организации заботятся о своем фирменном стиле (логотипе, имиджевых предметах – визитках, рекламных буклетах, сувенирах и т. п.). Это и есть сфера деятельности дизайнера. Поэтому хотя бы раз в жизни компания прибегает к услугам этого специалиста. Как его найти и определить, что именно этому человеку можно доверить такое ответственное дело, как, например, разработка фирменного стиля?
Приведем несколько советов.
Совет 1. Способ поиска дизайнера зависит от его специализации (см. схему на стр. 16). Если ищем фрилансера, специализирующегося на фирменном стиле, то лучше всего руководствоваться рекомендациями знакомых. Или просмотреть портфолио работ на порталах для фрилансеров. Когда нужен специалист, который разрабатывает проекты интерьеров (промышленный дизайн), то обращайтесь в дизайн-студию (если масштабный проект и требуется профессионал с солидным опытом) или разместите объявление на сайте по поиску работы (допустим, ищете дизайнера для оформления витрин магазина).
Совет 2. Обратите внимание, какое образование получил кандидат. Если в художественной академии, то имейте в виду, что специалист больше ориентирован на эстетическую сторону. То есть хуже понимает, как его идеи по оформлению, скажем, витрины будут отвечать продвижению товаров компании. Отдавайте предпочтение тем кандидатам, которые учились в художественно-промышленном университете. Например, МГХПУ им. С.Г. Строганова. Ведь такой специалист обучен тому, как совместить эстетику и прагматизм в проекте (допустим, как сделать интерьер офиса функциональным и отвечающим фирменному стилю компании).
Совет 3. Если вы не располагаете солидным бюджетом на проект, выбирайте малоизвестного дизайнера со скромными запросами. Если таких кандидатов несколько и вы сомневаетесь, кому отдать предпочтение, организуйте тендер (соревнование между несколькими претендентами для работы над проектом), по результатам которого вы уже точно определитесь, с кем дальше иметь дело. Помните, что многие опытные дизайнеры хорошо знают себе цену, поэтому отказываются участвовать в тендерах. Поэтому исходите из ваших финансовых возможностей.
Совет 4. Со специалистом обязательно заключайте договор (гражданско-правовой, если работа небольшая, например разработка фирменного стиля, или срочный трудовой договор, если предполагаются масштабные работы, скажем, оформление помещений внутри офисного здания) с указанием сроков выполнения проекта и характера работы. Ставьте перед дизайнером конкретные задачи, например, при разработке фирменного стиля четко пропишите, что нужно сделать – выбрать цвета фирменного стиля, разработать логотип, элементы униформы работников и т. п. Чем более четким будет техническое задание, тем лучше. Оплата труда дизайнера обычно договорная. Например, в данном случае малоизвестный дизайнер на небольшой проект обойдется вам в 10 000–30 000 рублей (в зависимости от объема задач). Услуги дизайнера с именем на масштабную работу могут стоить 50 000–120 000 рублей и выше.
Марта УХОВА, обозреватель русско-немецкого культурного проекта «То4ка Тreff» Гете-института в регионе Восточная Европа/Центральная Азия (г. Москва):
«Мне довольно часто приходится работать с фрилансерами – представителями творческих профессий: дизайнерами, специалистами масс-медиа. Советую работодателям, которым предстоит общение с такими нештатными сотрудниками не спешить в выборе – имейте дело только с проверенными людьми. Кроме того, приготовьте “подушку безопасности” по времени: календарное начало и окончание работ желательно установить на день-два раньше положенных сроков, ведь после того, как вы получите итоговую работу, понадобится время на исправления и доработки. Также можно премировать специалиста за скорость работы. Это не всегда помогает, но есть шанс дать человеку сильную мотивацию. Иногда предлагаются и штрафы, но лучше обойтись без них».
Какие специалисты становятся фрилансерами?
Как правило, на временную проектную работу (фриланс) соглашаются:
-
творческие специалисты (журналисты, писатели, переводчики, копирайтеры*, наборщики текстов, музыканты, композиторы, аранжировщики, дизайнеры, художники, архитекторы, фотографы, телеоператоры, монтажеры);
-
технические специалисты (инженеры-проектировщики, программисты, специалисты по верстке , технические редакторы и др.);
-
специалисты-консультанты (аудиторы, юристы, специалисты по управлению персоналом, маркетологи, PR-менеджеры и др.).
* От англ. copywriting – написание текстов для рекламы и презентаций, рекламирующих товар, компанию, услугу.
Подбираем на удаленную работу IT-специалиста
IT-специалист потребуется компании, когда она задумала создать и продвигать свой сайт в Интернете. Способы поиска в основном те же (схема на стр. 16). Исключение, пожалуй, составляет публикация вакансий в печатных СМИ (их программисты, как правило, не читают, поэтому эффекта не будет). Лучше размещать вакансию на сайтах по поиску работы для IT-специалистов. Тогда откликов будет больше.
Обычно программисты сами обращаются к тем, кто разместил информацию о проекте, с просьбой выслать техническое задание. Практика показывает, что если задача покажется специалисту интересной, он согласится работать. Поэтому попросите ответственного за проект четко сформулировать задачу (что нужно, что хотят видеть, какие материалы уже есть и т. д.). Укажите сроки выполнения задания. Оплатить работу можно с помощью электронных платежных систем (WebMoney, Яндекс.Деньги) или путем перечисления денег на счет работника. Размеры гонораров варьируются от 7000 (за верстку небольшого сайта) до 60 000 рублей и выше (если проект масштабный).
Валерия ЗВЕРЕВА, директор по развитию e-Legion Ltd. (г. Санкт-Петербург):
«Когда мы начали расширять бизнес в области интернет-проектов, привлекали фрилансеров. Это были веб-дизайнеры и программисты с определенной специализацией. Искали в основном через знакомых, поскольку в IT-отрасли многие друг друга знают. Сложности были связаны с тем, что фрилансер – специалист внештатный. Его трудно подключить к командной работе. Сложно поставить задачу – он “не в теме”, у него нет базисного понимания ситуации в компании. Также усложнен контроль за исполнением на промежуточных этапах. Мой совет: если вы подумали о фрилансере, потому что в компании нет IT-отдела, но есть соответствующие задачи, – лучше найти компанию-аутсорсера, а не индивидуального специалиста».
Где обитают креативные копирайтеры?
Один из критериев, как оценить профессионализм копирайтера, – это новизна и оригинальность содержания рекламного текста. Многие соискатели попросту списывают чужие мысли с сайтов в Интернете. Поэтому в отношении этих специалистов будьте внимательны. Просите показать примеры статей. Проанализируйте с помощью поисковых сайтов, нет ли дословного копирования текстов из портфолио (забейте слова в поиск, посмотрите ссылки на сайты).
Способы поиска специалиста – через сайты по трудоустройству или специализированные для фрилансеров (см. схему на стр. 16). Еще один прием – это просмотр резюме копирайтеров. Обратите внимание на резюме маркетологов, журналистов. Чаще всего оплату рассчитывают за какой-либо один вид работы (проект), например, составление слогана или написание небольшой рекламной статьи (от 400–600 руб.), реже – за 1000 печатных знаков (от 1000 руб.). Если проект масштабный (серия публикаций), предполагающий, допустим, месяц работы, работодателя попросят заплатить 30 000–60 000 рублей.
Ищем менеджера по персоналу на проект
В отношении менеджеров по персоналу существует специализация. Если вам нужно срочно закрыть вакансию и вы желаете сэкономить средства компании, обратитесь за помощью к хедхантеру-одиночке. Найти такого специалиста можно на сайтах для фрилансеров, на форумах по управлению персоналом и т. п. Фрилансер, который подбирает топ-менеджера, как правило, запрашивает цену за свои услуги в размере 20–24 процентов от ежемесячного дохода необходимого сотрудника. Если вы ищете специалистов невысокой квалификации и сотрудников рабочих профессий, то оплата будет договорная (15 000 руб. за группу рабочих в количестве 10 человек).
В ситуации, когда нужна консультация по управлению персоналом (например, как создать схему мотивации, как построить работу службы персонала с нуля и т. п.), вам поможет фрилансер, имеющий опыт работы в качестве руководителя отдела по персоналу. В этом случае оплата будет почасовой (от 1000 руб.). Если требуется не только проконсультировать, но и выполнить поставленную задачу – оплата за проект составит от 30 000 до 300 000 рублей. Высококвалифицированные специалисты, обладающие опытом работы в качестве директора по персоналу, редко «обитают» на специализированных форумах. Чаще всего они сами «проявляются», предлагают свои услуги, например, общаясь с коллегами на конференциях, посвященных HR-тематике.
Часто бывает потребность в услугах по аудиту кадрового делопроизводства. В таких ситуациях необходим знающий консультант-кадровик. Как правило, это специалист, имеющий опыт работы в отделе кадров от пяти лет. Стоимость услуг по аудиту разнится в зависимости от численности персонала компании. Если число сотрудников до 20, цена проекта начинается от 15 000 рублей. Постановка и восстановление кадрового учета – от 25 000 рублей за проект для небольшой по количеству сотрудников фирмы. Для крупной компании (500 человек и более) цена услуги может достигать 150 000–200 000 рублей и выше.
Наталья ВАЛДАЕВА, руководитель практики высоких технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan (г. Москва):
«При поиске персонала для разовых проектов к нам обращаются лишь в тех случаях, когда компания-работодатель не может найти внутренние ресурсы для реализации проекта, имеет бюджет на привлечение кадрового агентства и готова перекупать нужных специалистов. Что же касается компенсации за работу подобных сотрудников, все зависит от конкретных задач и сроков их выполнения. Существует несколько вариантов оплаты. Например, за каждый отработанный день. В этом случае цены варьируются от 4000 до 16 000 рублей в день. Другой вариант оплаты – когда работодатели заключают, так называемое, аккордное соглашение, то есть предлагают плату по итогам работы (сотрудник выполняет определенную работу за конкретную сумму по договоренности с ним)».
Опубликовано 21.10.10.