Александр Колосов: «У вашего клуба должно быть свое «лицо». Если заведение будет интересным, оно станет успешным».
В отличие от большинства предпринимателей, которые все обязанности по работе ресторана или клуба перекладывают на управляющих, Александр всегда сам принимал участие в развитии своего бизнеса: он до сих пор сам общается с поставщиками, контролирует финансовые потоки, занимается рекламой. О том, что же необходимо для того, чтобы открыть ресторан, кафе или клуб, который станет популярным, читайте в нашем отчете о бизнес-ужине, а также в интервью для портала начинающих предпринимателей Smallbusiness.ru
О персоне:
Александр Колосов, совладелец ночного клуба «London Club &Cafe» и Бара «Ферма Дэнс»
У Вас был опыт работы в ресторанной и клубной индустрии до открытия «Лондона»?
Да, я работал по найму. С другом, на тот момент, а сейчас партнером организовывали вечеринки в клубе «Табу». Мы были одной из первых промо-групп в Москве. Были одними из тех, кто начал использовать интерактивную интернет рекламу и рекламу на радио для продвижения ночных клубов. Фактор везения, наверное, тоже сыграл свою роль.
А свой клуб не пытались открыть тогда же?
Через некоторое время мы открыли клуб «Лувр». Но он не полностью принадлежал нам - мы с партнером выступали в роли управляющей компании. Этот клуб до сих пор успешно работает. Мы проработали там 2 года, потом поняли, что надо расти дальше. И вышли из доли.
Тогда у меня и еще одного моего друга Владимира возникла идея открыть в Москве клуб «Ministry of sound». Встретились, вместе сделали презентацию. Представители клуба «Ministry of sound» в России назвали цену - около 200 тысяч долларов только за использование бренда. Создавать такой клуб было не очень выгодно, но мы поняли это только когда начали строительство. Решили, что «Ministry of sound» открывать не будем, потому что и так в смету не особо укладываемся. Да и для Москвы финансовая модель клуба не подходит, т.к. основывается она на платном входе.
Хотите сказать, не стоит открывать клуб по франшизе?
В ближайшие 2 года клуб вообще не стоит открывать. Остались несколько клубов на этом рынке, которые работают больше трех лет и держатся на хорошем уровне. Практически все остальные, которые открываются заново – обречены на провал. Я говорю про клубы направления мейнстрим, не имея в виду узкоспециализированные, такие как «Крыша мира», «Soho Rooms» и пр.
Любой бизнес должен быть прибыльным. А если заниматься альтруизмом, то рано или поздно это надоест. Есть элитные рестораны и даже какие-то клубы в Москве, которые бизнесмены открывают для того, чтобы подчеркнуть свой статус и пригласить туда своих партнеров, друзей, девушек. Но если предприниматель вложил в ресторан миллион долларов и продолжает постоянно вкладывать деньги, рано или поздно ему, как и любому нормальному человеку, это надоест - он захочет получать прибыль. А чтобы из ресторана извлекать прибыль, нужно много работать над этим, как и в любой другой сфере.
Если появится такой ресторан в Москве, который будет работать в минус, а через год раскрутится, пожму руку владельцу этого заведения.
И все-таки открывая клуб - лучше пойти путем покупки франшизы, или создать новый проект, наподобие «Лондона»?
Все зависит от местоположения, ставки аренды. Если будет хорошая арендная ставка, если это место будет иметь хорошее географическое расположение - почему бы и не открыть тот же «Ministry of sound», грамотно рассчитав все вложения… Сейчас это будет лучше, чем открывать ночной клуб «Пушкин».
Процент того, что вам повезет, и клуб не будет убыточным, больше. Одно из ключевых слов в этом бизнесе - именно «везение».
Скоро в Москве закроется один известный ночной клуб, так что если кто-то планирует открыть клуб с хорошими инвестициями - самое время.
Возвращаясь к теме работы по найму: никогда не работали барменом, официантом, менеджером, чтобы набраться опыта для открытия своего заведения?
Нет. И это очень плохо, потому что когда мы открывали заведение, было допущено много ошибок именно из-за отсутствия такого опыта.
Конечно, на этих ошибках я и мои партнеры многому научились. Но если бы я до этого где-нибудь поработал управляющим, наверное, многое бы сделал по-другому, когда начинал проект «Лондон».
Кроме этого, никто из трех моих партнеров не открывал до этого свое заведение. Мы были промоутерами, управляющими, но когда у тебя свой клуб и ты решаешь абсолютно все вопросы – это, конечно, совершенно другой уровень.
Зато теперь могу смело сказать, что мы откроем и сделаем успешным любой клуб, и наша команда - одна из лучших в Москве. Как открывается большинство клубов? Обычно инвестор вкладывает деньги, нанимает управляющую компанию, а сам ждет, когда появится прибыль. Разворовывается в таком случае около 40 % его денег.
Когда ты сам учредитель, то проверяешь финансовую отчетность в конце каждого месяца, принимаешь непосредственное участие во всем - от организации вечеринок, контроля склада, до приема персонала на работу. В этом случае фактор воровства, конечно, не сводится на нет, но существенно уменьшается.
Вы сами контролируете все процессы ?
Абсолютно все.
Все – прямо как в самом начале, когда только открывали клуб?
Да. Также общаюсь с поставщиками, контролирую финансовые потоки, занимаюсь аудитом, рекламной кампанией.
А почему Вы не стали искать инвестора? Это принципиальная позиция?
Нет, просто решили вкладывать средства сами. Думаю, не прогадали.
И не побоялись взять кредит?
Было, конечно, страшно. В Москве и в России кредитные ставки для малого и среднего бизнеса необходимо снижать. 14 – 21% - это слишком много.
Ресторанный бизнес в Европе, как правило, дает прибыль по окончании года 10%, но при этом кредитная ставка - 3-4%. Но у них и срок окупаемости бизнеса совершенно другой.
А в России предприниматели хотят в кратчайшие сроки окупить бизнес. Например, если посмотреть на рынок готового бизнеса, то инвесторы хотят вернуть вложенные деньги за год – полтора, максимум – два. И я их прекрасно понимаю, при тех процентных ставках и инфляции, которые сейчас существуют в России.
На какую аудиторию лучше рассчитывать в Москве, открывая заведение?
На ту, которую ты можешь потянуть. Многие совершали такую ошибку: открывали клубы, вроде «Дягилева», нацеленные на публику, которая легко может потратить за одну ночь круглую сумму. Естественно, эти клубы опустели, т.к. такой аудитории мало, и ее надо чем-то привлекать. Поэтому надо рассчитывать на ту целевую аудиторию, которую ты можешь потянуть, а не строить воздушные замки.
А Вы на какую рассчитывали?
Мы подошли очень грамотно к этому вопросу. Создали достаточно демократичный клуб. Позиционировали себя как клуб с европейской культурой, демократичным фейс-контролем, отличной музыкой и хорошим обслуживанием.
На встрече с молодыми предпринимателями Вы сказали, что много средств потратили на рекламу для раскрутки «Лондона». Эти средства входили в сумму кредита?
Да, какая-то часть входила в кредит. Также рекламу можно делать, подписав договор с какой-то радиостанцией, либо рекламным агентством, которое работает с этой радиостанцией. Делаешь, например, рекламу на миллион - и у тебя в течение 40 дней есть отсрочка платежа.
Обязательно нужна такая мощная рекламная кампания для клуба? Что если у предпринимателя сильно ограниченный бюджет?
Смотря какой клуб. Мы рассчитывали на посещаемость 1200 -1500 человек за ночь. Если рассчитываете на 40 человек, конечно, мощную рекламную кампанию делать не обязательно. Если больше 500 – да, нужна громкая реклама, причем оригинальная. У вашего клуба должно быть свое «лицо».
Вам проще строить бизнес в команде? Не пробовали работать в одиночку?
В нашей команде были разные времена: были ссоры, конфликты, но мы все равно сохранили и дружеские отношения, и уважение друг к другу. Очень важно, чтобы была цельная команда и понимающие партнеры.
Многие могут со мной не согласиться. Говорят, что бизнес лучше начинать одному, но мне кажется, когда есть хорошая команда – надо работать в ней. В трудные периоды без партнеров не обойтись.
А нельзя частично повесить эту работу на менеджеров, управляющих?
Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам. Это касается тех моментов, когда у тебя не больше двух заведений. Конечно, невозможно разорваться и надо делегировать полномочия. У нас в проектах с этим все в порядке, естественно, я имею ввиду ключевые моменты работы .
Можете на примере ошибок, которые Вы совершали за время ведения бизнеса, сказать точно, чего не стоит делать?
Нельзя доверять управляющему в общении с поставщиками. Необходимо контролировать финансовые потоки самому, наблюдать за работой бармена и всего линейного персонала. Все, что связано с деньгами – надо держать под контролем.
Так же не надо раздувать штат. У нас этой ошибки не было, но некоторые, когда только открываются, ее совершают. Штат должен быть минимальным, при этом не должен страдать сервис и скорость работы. Потом, в процессе работы, всегда можно нанять еще сотрудников. И конечно, стараться выбирать максимально низкую арендную ставку.
Как возникла идея открыть Бар «Ферма Дэнс»?
«Ферма» открылась в октябре 2010 года. По формату - это больше музыкальный бар, достаточно демократичный. Занялись этим, опять же, случайно. Нас попросили помочь, и мы вложили средства в этот проект. Получилось хорошее заведение.
Музыкальные бары – очень модная тенденция, особенно в Европе. Да и в России людям, видимо, клубы поднадоели, и они все чаще отдают предпочтение барам.
Планируете открыть что-нибудь еще в развлекательной индустрии?
Хочется немного отойти от ночной жизни, открыть какое-то дневное или вечернее заведение… Но не будем загадывать
Не было идеи начать бизнес в Европе?
Там очень низкая рентабельность. Наверное, у меня менталитет слишком российский, но я не готов ждать 15-20 лет, пока бизнес окупится.
Многие говорят о том, что в Москве ресторанная ниша не занята. Вы тоже считаете, что на этом рынке слабая конкуренция ?
Да, конкуренция не очень высокая. Сильная - в сетевом сегменте. У нас ведь большинство заведений - сетевые. Владельцы ресторанов немного избалованные: все хотят поставить цену за салат 400 рублей и ждут при этом притока гостей.
Сегменты среднего и ниже среднего уровня - свободны. Свободен фастфуд, эту область можно занять очень легко. Надо только стараться быть оригинальным, открывать не стандартную блинную, которых много, а что-то новое.
Есть у Вас пожелание для тех, кто хочет открыть свой клуб, ресторан в Москве?
«Семь раз отмерь, один раз отрежь». Подумайте хорошо, какое заведение будете открывать, в каком формате, сделайте фокус-группу, либо сами займитесь изучением того сегмента, в котором хотите открыть ресторан, будь это японская, иранская кухня, американский бар-гриль и т.д.
Постарайтесь быть конкурентоспособным. Не тратьте много денег на дизайн, а главное – следите, чтобы цена и качество были сопоставимыми. Если ваше заведение будет интересным, оно станет успешным. Что касается клубов, как я уже сказал, ближайшие 2 года не стоит вообще их открывать, лучше бары.
Автор: Надежда Донских
23/11/2011