Как создать третье по величине в России digital-агентство, встретив на лестничной клетке соседа?
14 мая 2012
Борис Рысс, Grape: «Реклама, как религия, способна влиять на развитие всего».
Возраст: 31 год
Семейное положение: женат, есть дети
Образование: Московский институт приборостроения и информатики
За что попал в клуб: за вклад в развитие отрасли digital-рекламы в России
В 2002 году молодой парень Борис, продвигавший рекламу в интернете, встретил на лестничной клетке соседа Владимира, занимавшегося полиграфией, и почти спонтанно предложил ему объединить усилия и открыть собственное рекламное агентство. Вместе они отправились к двоим знакомым Бориса – Андрею и Алексею – с предложением присоединяться. Так появилось агентство Grape, которое спустя 10 лет занимает третье место среди интерактивных агентств России (АКАР), побеждает на международных фестивалях, является соучредителем Ассоциации Интерактивных Агентств (АИА), выигрывает тендеры с миллионными контрактами и работает с крупными клиентами вроде МТС, Unilever, Pepsi и Efes. Пару лет назад от Grape отпочковалось агентство AiLove – оно занимается работой с агентствами, а не прямыми коммуникациями с клиентами. Что побудило выпускника института приборостроения и информатики погрузиться в мир интерактивной рекламы и вместе с друзьями построить влияющий на развитие отрасли бизнес?
Выходец из Серпухова, Борис Рысс всегда мечтал уехать в Москву и осуществил свое желание в 16 лет – поступил в институт. Теперь характеризует его как достаточно «паршивый» и вспоминает, что единственная его достопримечательность сегодня – учившийся на несколько лет раньше и ставший недавно знаменитостью большого масштаба активист Сергей Удальцов. Но во многом именно отсутствие интереса к учебе заставило Бориса искать себя дальше, а заодно пойти работать.
Интернет увидел дома у подруги. Уже через месяц провел ночной безлимитный тариф в общагу и ночами жил в сети.
Первой работой в 1997 году стала интернет-компания в Марьино – работодатели делали портал, посвященный жизни района, и пытались зарабатывать на рекламе, а Борис работал верстальщиком. Попытки быстро закончились вместе с работой, Рысс к этому моменту определился, понял, что хочет заниматься рекламой.
Понимание пришло довольно неожиданным путем: родители снарядили в молодежную поездку в Израиль, и, побывав в Храме Господнем в Иерусалиме, молодой человек увлекся христианством и влиянием религии на умы людей – даже хотел пойти учиться в открытый университет имени Александра Меня. А потом решил, что единственная сфера, которая, как и религия, способна оказывать огромное влияние на людей и мироустройство, – это реклама. Кроме того, Рысс влюбился в интернет: переехав в Москву, увидел его дома у подруги и уже через месяц провел интернет по ночному безлимитному тарифу и ночами жил в сети. Выбор профессии был сделан.
«Я напечатал себе визитки, придумал какое-то дурацкое название вроде Net Solution, сел с ноутбуком дома и начал работать»
Ближе к 2000 году на российском рынке интернет-рекламы было два лидера – «Студия Лебедева» и агентство «Манифест» (Альтермедиа). Рысс устроился в «Манифест» – и года два умирал на работе, ел и спал прямо в офисе. В трудовой было написано «директор по развитию», но занимался он буквально всем: придумывал и продавал продукты, формировал команду, управлял процессами. А в один прекрасный день устал и решил работать самостоятельно, устроив офис на дому. «Я напечатал себе визитки, придумал какое-то дурацкое название вроде Net Solution, сел с ноутбуком дома и начал работать», – вспоминает Рысс.
К тому моменту он освоил все виды digital-услуг: рисовал медиапланы, размещал баннеры на интернет-площадках, выбивал скидки, консультировал. Впоследствии, после создания Grape, Борис три-четыре года вспоминал это время как самое «богатое» в своей жизни – денег в начале нулевых годов в интернете крутилось по-настоящему много.
Что побудило хорошо зарабатывающего рекламщика-одиночку скооперироваться со знакомыми и открыть общий бизнес? Во-первых, вспоминает Рысс, у него родилась первая дочь, и это заставило задуматься не только о зарабатывании денег прямо сейчас, но о работе на будущее. Но работать на наемной работе больше не хотелось – как и остальным основателям компании. Во-вторых, было ощущение, что, если люди, которые умеют делать каждый свое дело, объединятся – вместе они будут большой силой. «Я не считаю, что важно искать идею – нужно людей искать. Я уверен, что когда люди хотят заниматься бизнесом, они просто должны делать то, что хотят делать – конечно, 24 часа в сутки 7 дней в неделю», – объясняет Борис. И долго рассказывает про людей: гендиректора Андрея Анищенко, Влада Ситникова и Владимира Гарева (политолога, перековавшегося в рекламщики), Михаила Гейшерика. Все они появились в компании позже.
А в 2002 году собрались четверо: Борис Рысс, Андрей Виноград, Владимир Сасковец и Алексей Кудрявцев. Название придумали почти сразу – в тот момент ребята уже знали про компанию Apple и считали этот бренд крутым, поиграли английскими словами и перевели с русского фамилию Андрея – получился «grape». Арендовали офис рядом с офисом компании, которая шила что-то из кроликов, в одноэтажном здании. Тогда все участники процесса курили – было удобно бегать на улицу. В одной комнате располагалась переговорка, в другой – рабочее пространство, где сидели восемь человек.
Денег катастрофически не хватало, друзья смеялись, любимые женщины вздыхали и качали головами.
«Рабочий стол мы сделали своими руками. Комната была квадратная, и стол должен был, по идее, быть круглым. Ну, а мы купили ДСП, притащили инструменты и сколотили стол вдоль стены, буквой «П» – все сидели спинами друг к другу», – вспоминает Борис.
Концепция Grape была сформулирована как «агентство для агентств» – напрямую с компаниями-рекламодателями тогда не работали. Клиентов не было, и искали их, где придется: поднимали старые связи, знакомились с новыми людьми, брались за разовые проекты. Денег катастрофически не хватало, друзья смеялись, любимые женщины вздыхали и качали головами. Тем не менее, основатели Grape всего один раз взяли денег в долг: поехали в Серпухов на машине под Новый год и заняли у знакомых, потому что нужно было выплатить сотрудникам зарплату. «Это то, чем мы гордимся – никогда не задерживали выплаты сотрудникам. Потому что это самое главное: если люди на тебя работают, нужно не их ограничивать, а себя. Было ради чего ограничивать», – признается Борис.
«Не надо думать, что мы живем в последние времена. Впереди миллион революций, в которых можно стать первооткрывателями».
Точной даты, когда дела пошли в гору, Рысс не помнит: «Мы ждали. Поняли, что на самом деле живем в хорошее время, выбрали хорошую отрасль, ее любим. В свое время один не очень умный человек сказал хорошую мысль: если в пустыне палатку поставить, через время она обрастет постоянной клиентурой. Нужно делать, что должно, – и будь, что будет. И главное, не надо думать, что мы живем в последние времена. В 90-е все делили, стреляли, я бы тогда, наверно, торговцем был. Мы работали во времена, когда происходило становление интернет-рекламы – и многим казалось, что все уже сделано. А потом случилась революция social media. На подходе мобильная революция. И их таких будет еще миллион».
Клиентская база росла, потому что Grape брался за все, что мог сделать, при этом решая конкретные задачи. Нужно разместить баннеры – сделаем, нужно провести кампанию на форумах – хорошо; главное – объяснить клиенту, что именно им действительно нужно в рамках поставленной задачи.
В какой-то момент Grape начал уходить от концепции работы с другими агентствами и начал искать клиентов напрямую. Кроме того, стало понятно, что лучше сконцентрироваться на создании сайтов и полноценной их поддержке, вести долгосрочные заказы, а не разовые проекты. Переломной чертой стала работа в 2007 году над рекламной кампанией бренда Axe: в рамках проекта было набрано 100 000 регистраций и несколько тысяч «адвокатов бренда». Портал Axe Effect стал первым в Рунете примером интегрированной долгосрочной работы с пользователями в сообществе.
В 2007 же году появилась идея бизнес продать одной сетевой группе. В этот момент в Grape работало около 60 человек, Рысс был генеральным директором. Одним из условий продажи был выход Рысса и Винограда из Grape – основатели были к этому готовы. Но случился кризис 2008 года, и сделка не состоялась, зато предприниматели в ходе переговоров дозрели до важной для них идеи – наемного руководителя компании, чтобы была возможность отойти от дел. Компанию разделили на две части: в новообразованный AiLove отошел весь продакшн, управлением занялся Олег Жданов. Grape возглавил Андрей Анищенко – выходец из структур РБК. С назначением не ошиблись: «Долгое время было такое ощущение на рынке, что РБК – это секта. Они искренне считали себя первыми, всем об этом говорили. И вот эту наглость, корпоративную смелость Андрей, придя к нам, сохранил – это то, чего Grape не хватало».
Разделение компаний, назначение новых генеральных директоров и удачно подоспевшая революция социальных медиа и Web 2.0 сделали свое дело – с 2008 года отчитывается новая история Grape и AiLove, крупного союза рекламных агентств. Агентства одними из первых начали снимать вирусные ролики (сейчас, впрочем, уже переставшие быть самым модным явлением интернет-рекламы), занялись продвижением брендов концерна Unilever, сделали – уже в 2010 году – масштабный игровой проект Red Quest для МТС, перетекавший из онлайна в офлайн. И так далее.
Во всей этой истории Борис Рысс вполне мог уйти в сторону и отойти от дел. Собственно, именно этим он и хотел заняться. Говорит, что пару лет не работал и посвятил себя занятиям, до которых раньше не доходили руки: путешествовал, читал книги, пробовал фотографировать. С фотографией не сложилось. «Бывают творческие люди, а бывают – люди дела. Я точно не из первой категории», – смеется Рысс. В общем, в один прекрасный день Борис заскучал и вернулся к работе – и теперь, если у кого-то (например, у журналистов) есть желание поговорить с ним, его ищут в офисе Grape на Октябрьской.