Одежда-трансформер: от выкроек до успешного бизнеса
Как модельер из Екатеринбурга к 24 годам создала свое дело в столице
Модельер Анна Попова начала свой бизнес три года назад, едва закончив Российский профессиональный педагогический университет. Уже тогда она точно знала, чем займется, — будет шить одежду-трансформер, которая может видоизменяться в соответствии случаю. В мегаполисах женщины после работы не успевают заехать домой, чтобы переодеться для похода в театр или ужина в ресторане, а отстегивающиеся детали платья способны преобразить его до неузнаваемости. Подобной одежды на рынке не было — ниша свободна. И Попова решила попробовать ее занять.
Источник:
Анна Поповафото Юрия Чичикова для ForbesАнна создавала коллекции одежды и раньше, во время учебы на кафедре дизайна одежды екатеринбургского университета, работала в домах моды и ателье. «Я работала со всей одеждой, детской, молодежной, анализировала, что больше спрашивают заказчики», — вспоминает модельер. Именно тогда у нее возникла идея сшить экспериментальную коллекцию трансформируемой одежды. «Этот жилет превращается в клатч, а это платье имеет восемь трансформаций», — показывает дизайнер фотографии своей коллекции на Ipad. Уже тогда она делала профессиональные фотосессии своей одежды с моделями, которые помогали делать друзья из числа екатеринбургских визажистов, стилистов и фотографов.
Попова закончила вуз в разгар кризиса — летом 2009 года. Это было удачное время для старта: местные власти запустили программы поддержки предпринимателей, был шанс получить грант из бюджета на развитие бизнеса. Для этого в Екатеринбурге надо было пройти бесплатные курсы, обучающие азам предпринимательства, сдать экзамены и защитить свой бизнес-план перед комиссией.
В тот же вечер ей сообщили, что она получила 300 000 рублей (ей одной из всей группы дали полную сумму гранта). Еще 58 000 рублей Поповой выдали в центре занятости Екатеринбурга — тогда там запустили программу единовременной помощи безработным на открытие своего дела. Первым делом дизайнер приобрела вышивальную машинку, которой не было на швейных фабриках, ноутбук и принтер. Закупив в Москве ткани, в конце 2009 года она разместила заказы на двух фабриках в Свердловской области. Параллельно она вела переговоры с местными магазинами, которые согласились продавать ее одежду, но только под реализацию. Они, например, взялись продавать платье-юбку с 8 вариантами надевания: оно могло быть длинной или короткой юбкой, а также платьем без бретелек разных фасонов. У пальто из коллекции Поповой отстегивался воротник, а подол туники легко превращался в накидку. За такие трансформеры магазины выставляли ценник вдвое выше изначального. «Мы продавали платье по 3000 рублей, а они — по 8000», — возмущается Попова.
Она подумала, что местные модницы не захотят платить много за одежду неизвестного дизайнера, поэтому стала упрощать модели для снижения их себестоимости. «Я поняла, что людям не нужно много трансформаций, им нужно изделие, которое чуть-чуть изменится, если что-то отстегнуть», — говорит Попова. Она убрала дорогостоящие детали типа кожаной отделки, вышивки, сократила число трансформаций. Если в первой коллекции куртка складывалась в сумку, то теперь от нее просто отстегивался воротник, или убиралась романтическая манишка, превращая офисное платье в вечернее с декольте.
Анна Поповафото Юрия Чичкова для ForbesРазмещать небольшие заказы по 10-20 штук одного изделия только для 42-46 размеров на крупных швейных производствах оказалось дорого и неудобно. «Я полгода моталась туда-сюда и не всегда успевала следить за производством, какие-то конструкции были не так отстроены, приходилось переделывать — все это было очень сложно», — вспоминает Попова. К концу лета 2010 года выручка от продажи платьев превысила выданный ей грант (который, к счастью, не надо было возвращать), и тогда она решила снять офис и нанять своих швей.
Попова нашла помещение в центре города за 10 000 рублей в месяц и наняла 10 человек. Они работали над серийными моделями и индивидуальными заказами, которых появилось достаточно много. «Я поняла, что мне невыгодно сдавать одежду на реализацию и шить ее в никуда», — говорит Попова. Теперь она начинала шить только те изделия, которые у нее заказали индивидуальные клиенты или магазины, все чаще сами обращавшиеся к ней.
Коллекция 2011 года заинтересовала ритейлеров из разных городов. Поповой пришли заказы из Севастополя и Уфы. По ее мнению, причина была в том, что одежда стала более простой, подходящей для ежедневного ношения с минимумом деталей и фактур. «Когда я приходила в магазины, я понимала, что лучше всего продаются простые вещи, а не сложные, которые можно надеть раз в год», — говорит она. Ее одежда стала продаваться в нескольких онлайн-бутиках, которые выставляли небольшую наценку в 30-50%.
Этой зимой Попова решила переехать в Москву. «У меня муж москвич, — объясняет дизайнер. — К тому же в Екатеринбурге мне уже стало тесно, появилось много заказов из Москвы». Несмотря на то, что офис в центре города ей больше не по карману, она не свернула свое дело. Она работает стилистом на модных съемках, за 3 месяца успела провести 4 показа своей одежды на разных мероприятиях в Москве. Часто дизайнер сама выезжает к клиентам снимать мерки в офис, потому что заказчицам иногда некогда ехать в ателье. После этого модель отшивают на фабрике в Зеленограде за 5 дней.
Кроме того, Попова стала больше обращать внимание на онлайн-бизнес. Ее муж, веб-дизайнер, уже полгода уговаривает ее сделать свой интернет-магазин. Сейчас он помогает продвигать ее
«Все удивляются, когда узнают, что мне сейчас 24 года. Мало кто в таком возрасте решается открыть свое дело, все считают, что это трудно и идут работать на кого-то. Но это отговорки, чтобы себя утешить», — говорит дизайнер. Сейчас она мечтает размещать заказы в Китае, где за день швеи успевают сшить не одно, а десять платьев. Попова уверена, что спрос будет.
27/06/2012