Будущее малого бизнеса в ВТО
1. Считаете ли вы, что для предпринимателей существуют объективные риски при вхождении России в ВТО?
2. Что требуется от предпринимателей в данный момент, чтобы не потерять свой бизнес или не подвергнуть его серьезным финансовым рискам после вступления России в ВТО? Какие меры необходимо предпринять на сегодняшний день в развитии своего бизнеса?
3. Каким образом в новых условиях придется предпринимателям строить свои отношения с государством?
Сергей БАЛАНЕВ,
генеральный директор фонда "Санкт-Петербургский фонд развития малого и среднего бизнеса"
1. Общеизвестно, что вхождение России в ВТО связывается, в первую очередь, с проблемами КРУПНЫХ предприятий по обеспечению конкурентоспособности с зарубежными товаропроизводителями. Сектор малого бизнеса более мобилен и гибок. К тому же его сегменты - это сфера услуг, мелкорозничная торговля, местная промышленность. Поэтому серьезных рисков для самого малого бизнеса факт вступления России в ВТО не представляет. Вместе с тем, риск массовых банкротств крупных предприятий неизбежно вызовет напряженность на рынке труда и увеличение числа безработных. Это, в свою очередь, потребует гораздо более серьезной государственной помощи начинающим предпринимателям из числа безработных, включая пока не задействованные элементы такой помощи, как субсидии и беспроцентные кредиты.
2. По причинам, указанным в предыдущем ответе, вступление России в ВТО способно привести не к сокращению, а к росту числа предприятий малого бизнеса. Следовательно, усилится конкуренция среди предпринимателей и от каждого из них потребуется укреплять свою конкурентоспособность в самом широком смысле - за счет усиления клиентоориентированности, улучшения качества бизнес-процессов, повышения квалификации персонала. Остановимся на последнем обстоятельстве. Как организация, более 10 лет занимающаяся бизнес-образованием, рискнем заметить, что сегодняшняя образовательная система отвечает потребностям бизнеса в профессиональных кадрах далеко не в полной мере. Вузовская система оторвана от нужд практики, что не мешает молодым специалистам иметь завышенный уровень самооценки и ожиданий по заработной плате. Требуется более интенсивная и практически ориентированная система повышения квалификации и переподготовки. Критический вопрос - система подготовки рабочих кадров. Предприниматели часто сетуют, что обучение рабочих они вынуждены проводить самостоятельно или "перекупать с переплатой" нужных работников у конкурентов. В то время как система профтехобразования почти полностью разрушена. Что же касается начинающих предпринимателей, то их в шоковое состояние часто приводит дефицит знаний в области финансов, налогов и юридических вопросов ведения бизнеса.
3. При вхождении России в ВТО, вероятно, изменятся и требования органов власти к малому бизнесу, а также формы и методы государственной помощи МСБ. Программы поддержки малого бизнеса должны быть реалистичными и заложены в бюджеты регионов и муниципальных образований в более серьезных объемах, нежели сегодня. Предприниматели вправе ожидать построения предельно простой и предсказуемой системы отношений, без резких изменений приоритетов, налоговых ставок и других правил игры.
Евгений ЖАРКИН,
учредитель брендингового рекламного агентства "Жаркин и Партнеры"
1. Да, конечно же, риски существуют. При этом, надо понимать, что сильные и способные, производящие высококачественный продукт компании получат больше возможностей для развития, а слабые могут попросту не выдержать сильной конкуренции. Я считаю, что на первых порах вступление в ВТО может вызывать чье-то недовольство, но в конечном итоге это окажет положительное влияние на общество в целом.
2. Ответ очевиден. Надо учиться работать на международном уровне. Экспортеры, безусловно, от вступления в ВТО выиграют и будут очень рады. А вот компаниям, работающим только на внутренний рынок, придется несладко. Пусть это банально, но упорный труд - вот самый лучший совет. И это самым серьезным образом касается сферы маркетинга, так как маркетинг - одна из самых отсталых сфер в российском бизнесе. У многих предпринимателей нет ни малейшего понятия о том, зачем и как нужно проводить опросы потенциальных потребителей. Они не знают, как правильно разработать, и даже, как оценить уже имеющуюся рекламу. При этом качество работы рекламных агентств, как правило, находится на столь низком уровне, что вызывает насмешки потребителей. Если российские предприниматели не доведут уровень своего маркетинга и рекламы до мировых стандартов, то их ближайшее будущее очень печально. Истории рекламы на Западе уже более чем сто лет, и вступление в ВТО с маркетинговой точки зрения может означать выход на поле дворовой команды против итальянской сборной.
Это позор, что мы до сих пор являемся сырьевым придатком развитых стран. Надо понимать, что отсутствие в стране пригодных для обмена на мировом рынке товаров и услуг равнозначно банкротству. Если мы в самые короткие сроки не проявим смекалку и настойчивость, то мы все равно научимся хорошо работать, только учить этому нас будут китайцы, японцы, американцы и все те, кто одержит верх в конкурентной борьбе. В принципе, в этом нет ничего страшного, но пока еще есть время и возможности достичь успеха самим, а не ждать, пока жизнь заставит это сделать под внешним давлением.
3. Думаю, что предприниматели должны, как можно скорее, научиться работать легально, уходя от разного рода черных и серых схем. Это позволит им, во-первых, думать по-крупному, а во-вторых, действительно влиять на государство, которое, зачастую, больше тормозит развитие свободного предпринимательства, чем помогает ему. Имея плохо защищенный с юридической точки зрения бизнес, российский предприниматель не сможет эффективно действовать в новых рыночных условиях и проиграет более подготовленным западным конкурентам.
Владимир КВАШЕНКО,
президент Ассоциации кредитных брокеров Северо-Запада
1. Безусловно, для большинства предпринимателей вступление России в ВТО сопряжено с риском потерять конкурентоспособность в новых рыночных условиях. Но, на мой взгляд, сложнее всего будет крупным предприятиям, ведь придется конкурировать с высокотехнологичными западными производствами. Малый и средний бизнес получит преимущества благодаря своей мобильности и дополнительный бонус в виде доступа к дешевым кредитным ресурсам и международным инвестициям.
2. Представителям малого и среднего бизнеса, прежде всего, нужно учиться жить по новым правилам. Следует изучать и перенимать западный подход к стандартам качества продукции и услуг. Стоит затратить дополнительные средства на обучение персонала и привлечение квалифицированных консультантов по инвестиционному проектированию, бизнес-планированию и международным стандартам учета. Желающим "выжить" придется делать свой бизнес более прозрачным.
3. Очень надеюсь, что вступление в ВТО и приход большого количества зарубежных компаний вынудит государство упростить налоговую систему, что также выгодно скажется на малом и среднем бизнесе. Уже сейчас предпринимателям следует вырабатывать "белые" схемы ведения бизнеса и использования налогового планирования, а не уклонение от уплаты налогов. Кроме того, одним из основных способов борьбы с безработицей будет усиление государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Алексей БУШУЕВ,
ведущий экономист
ИК "Брокеркредитсервис" (Москва)
1. Вступление в ВТО, несмотря на общий позитивный эффект, безусловно, не так однозначно благостно, как это кажется на первый взгляд. Если крупный бизнес и малый средний бизнес передовых отраслей (например, программирование) обретет за счет вступления в ВТО новые рынки сбыта, то малый и средний бизнес может оказаться в непростом положении. Конечно, в первую очередь нелегко придется традиционно неэффективным российским отраслям. Больше всего опасений, как правило, вызывает сельское хозяйство. Жесткая схватка с иностранными сельхозконкурентами опасна не только абстрактными потерями прибылей и изменением плохо понимаемой средним россиянином структуры экономики, но и, прежде всего, потерей рабочих мест далеко не в самых развитых сельскохозяйственных регионах. Кроме того, при согласовании международных торговых соглашений малый и средний бизнес обычно не представлен, и его интересы не будут учтены в полной мере. Эффект будет больше политический и социальный, чем экономический. Измерить и предсказать его крайне сложно.
2. Защитить свое дело малый и средний бизнес также может чуть более широкое видение своих перспектив. Просто узнать, каким образом ведется бизнес у коллег за рубежом и насколько интересен может оказаться для них российский рынок.
3. Очевидно, что основная тяжесть преодоления побочных эффектов глобализации ляжет на муниципальные и региональные власти. Похоже, именно поэтому правительство инициирует запуск новой программы стимулирования регионов, пытаясь развивать в чиновниках креативное мышление.