Тина Канделаки: «Известен закон: все хорошее я сделал сам, все плохое – власть»
Ирония российской действительности заключается в том, что власть никак не может преодолеть проклятие черномырдинской поговорки «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На протяжении 12 лет одним из путинских «как лучше» было повышение благосостояния народа.
Появилась прослойка, которая последнее десятилетие находится в состоянии сверхпотребления, отражением этого стал ненавистный гламур. Одновременно сформировался средний класс – образованные горожане, самостоятельно заработавшие себе на квартиру, машину и отдых в Европе. А те, кто раньше даже не видел просвета в жизни, купили «Ладу Гранту» и ежегодно ездят всей семьей в Египет. За время путинского правления бедность снизилась с 40% до 18%. Но за что боролись...
Борьба власти за благосостояние вылилась в то, что с ростом уровня жизни наши люди все меньше эту самую власть поддерживают. Общество постепенно проходит период удовлетворения первичных потребностей. Города-миллионники уже точно этот путь почти прошли. По данным проведенного по всей России опроса, самые счастливые жители у нас – в Грозном, где, по мнению большой части рукопожатной аудитории, чуть ли не людей на столбах вешают, а кормить их и вовсе пора перестать. Москва же с уровнем потребления, не уступающим Лондону или Нью-Йорку, оказалась в этом рейтинге на 52-м месте. В Чечне счастье от жизни связано с недавно обретенным миром и слишком долгой войной. В экономике это называют низкой базой, а в других городах точка стартового отсчета была существенно выше, поэтому аудитория миллионников спустя 12 лет предъявляет новые запросы, и для того, чтобы в следующие 6 лет не растерять свой рейтинг, власть должна им соответствовать.
Когда зарплата поднимается со средних по стране 25 тысяч до 40, вместе с уровнем потребления вырастают и ожидания. А когда она достигает планки в 60 тысяч, человек... нет, не переходит в оппозицию – просто перестает поддерживать власть. Причем все предыдущие достижения воспринимаются как естественные: «Разве могло быть иначе?» Известен закон: все хорошее я сделал сам, все плохое – власть.
Уровень жизни в нашей стране неуклонно растет, и, чем дальше, тем больше сокращается активный электорат действующей власти. Она его попросту теряет. Государственная информационная политика и риторика направлены в первую очередь на социально незащищенные слои общества, более всего зависящие от бюджета. Это важно, но этого недостаточно.
Настоящая опора страны находится в другом сегменте аудитории – в сильных, самостоятельных, здоровых. Для того чтобы найти с ними общий язык, нужно отойти от привычных патерналистских шаблонов. Да, с ними придется разговаривать, разъяснять свои действия, объяснять логику решений, возможно, менять эти решения и дорабатывать их. То есть выстраивать диалог вместо монолога. Придется научиться не слышать, а слушать и реагировать. Придется, что самое страшное, меняться самим. Чтобы наладить диалог с этой сильной частью общества, власти необходимо «более лучше» отвечать новым запросам. И если подобное понимание постепенно приходит на федеральном уровне, то регионы от него еще очень далеки.
Все попытки создать эффективные площадки для взаимодействия с обществом оказались провальными. Из-за нехватки воли идти до конца Общественная палата превратилась в «палатку», а Большое правительство так и просто забыли за ненадобностью. Хорошие, в общем-то, идеи в силу разных причин обернулись симулякрами. И это не злая воля собирательного Путина, как хотелось бы простодушно верить отъявленным оппозиционерам. Это общий уровень развития страны и гражданского общества.
Но, к сожалению, имитацией грешит и другая сторона. Интеллигенция, казалось бы, по одному своему призванию должна была искать новый путь, новые смыслы, продвигать их в массы и вести народ за собой на новые свершения. Увлекать творчеством и созиданием. Так было и будет. Именно в этом и есть ответственность интеллигенции перед обществом, потому что лучшая часть страны всегда несет ответственность за народ. Но сейчас она лишь с разной степенью остроумия троллит власть по делу и без, прикрывая этим собственную бесплодность. Сидя в дорогих ресторанах и ожидая вылета в комфортабельных креслах VIP-залов, можно сколько угодно смеяться над «АвтоВАЗом», но он все равно является самым продаваемым автомобилем на самом большом рынке Европы. Хотим мы того или нет, а страна сейчас – это не бизнес-джет с идеальным сервисом, а непаханое поле для созидательного труда.
Власти пора диверсифицировать свои сообщения и решения. Пришло время запустить новые проекты, направленные в новые среды. Коммуникация должна происходить не только с теми, кто находится на уровне удовлетворения базовых потребностей. Тем, кто перешел на следующие уровни в пресловутой пирамиде Маслоу, все труднее находить аргументы, почему нужно поддерживать Путина.
Да, важна социальная политика, не обойтись без разумной господдержки, но строительство сильной России невозможно без опоры на сильных же людей. Пора применить ключевой принцип Столыпина, которого так любит цитировать Путин: «Главное, что необходимо, – это, когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых».
Для этого сейчас самое время.
Тина КАНДЕЛАКИ,
20/09/2012