Пока доминирующий формат в российской интернет-торговле – онлайн-барахолка, торгующая «серым» товаром
Пока доминирующий формат в российской интернет-торговле – онлайн-барахолка, торгующая «серым» товаром. И это – главный фактор, сдерживающий развитие e-commerce и легальных игроков рынка.
Российский бизнес активно идет в Интернет: даже крупные сети, задававшие тон на рынке, понимают, что без онлайн-магазина они станут бесплатными шоу-румами для всех остальных продавцов. Объем рынка растет на 30% в год, глубина проникновения Интернета достигла 44% и продолжает увеличиваться, добавляя миллионы новых покупателей. Получить свой кусок от большого и вкусного пирога хотят и инвесторы, которые все больше вкладывают в интернет-стартапы, и крупные игроки, готовые выводить свой бизнес в Сеть. Но пока лучше всех себя чувствуют так называемые чернушники, работающие «в кэш» и не обременяющие себя заботами ни о качестве товара, ни об уровне сервиса.
В России ситуация с e-commerce сильно напоминает обстановку 90-х: уникальная возможность практически без стартового капитала и без особого контроля со стороны государства создать собственный бизнес — пьянит. Стоит ли удивляться, что интернет-ритейл сегодня проходит те же самые этапы развития, которые преодолела вся российская экономика двадцать с лишним лет назад после принятия закона «О кооперации в СССР»? Дикий рынок, барахолки в лучших традициях конца прошлого тысячелетия, мошенничество и черный нал — вот нынешние реалии российской интернет-торговли. Доля «серого» рынка в Сети варьируется в зависимости от сегмента: до 90% в электронике и немного меньше в детских товарах и остальных категориях.
Мелкие лавочки вроде ООО «Сайфулло и братья» всеми способами оптимизируют свои расходы: налоги не платят, товар берут неизвестно у кого. Сервисное обслуживание? Сосед подрабатывает ремонтом телевизоров — почему бы ему не зарегистрироваться в качестве ИП?
От непрозрачности рынка страдает отрасль в целом: «белый» бизнес вынужден конкурировать с недобросовестными игроками только ценой и не может развивать дополнительные сервисы, потому что это требует средств, которые он недополучает из‑за демпинга со стороны компаний «Рога и копыта». В то же время «серым» продавцам качество обслуживания и товара не важно: они пришли на рынок «срубить денег» по-быстрому тем или иным способом. Небезопасность онлайн-покупок тормозит развитие рынка, покупатель в сети слабо защищен. Часто человек, купивший товар по низкой цене у «черного» ритейлера и не удовлетворенный качеством товара или сервисом, делает вывод, что «в Интернете все мошенники», и возвращается к покупкам в офлайне. Он не будет разбираться, кто в онлайне хороший, а кто — плохой. Негативный опыт шопинга в Сети портит репутацию всем участникам рынка, но страдают от этого только те, кому эта репутация важна. Размеры ущерба от недобросовестных интернет-продавцов внушительны. По оценкам экспертов, к 2020 году объем российского рынка мог бы достичь $60–65 млрд, однако если его «дикое» состояние будет сохраняться, то он вряд ли превысит $25 млрд, то есть окажется в 2,5 раза меньше.
Выдавить с рынка «серые» и непрозрачные компании вполне могли бы прайс-агрегаторы («Яндекс.Маркет», «Торг.Mail.Ru», Price.ru и др.) — онлайн-ресурсы, дающие интернет-пользователям возможность осуществлять поиск по ценовым предложениям интернет-продавцов. «Чернушники» неплохо себя чувствуют на рынке во многом потому, что получают до 90% трафика и покупателей на свои сайты именно благодаря прайс-агрегаторам. У последних есть все возможности для контроля соответствия заявленных цен реальным, условий покупки и возврата у партнеров. Но им, видимо, это не нужно, потому что таким образом они лишь отсекут часть продавцов и лишатся дохода. Нынешний подход большинства агрегаторов таков:
«Мы контролируем только то, что важно для потребителя: работоспособность сайта, наличие товара, время обработки заказа». Такие нюансы, как подлинность юрлица, заявленного на сайте, выдача кассового чека, возможность безналичной оплаты за ту же цену, что и наличными, — почти никого не интересуют.
В прозрачности интернет-рынка заинтересованы только участники, стремящиеся вести бизнес максимально легально. Идея объединить усилия заинтересованных сторон кулуарно обсуждалась в той или иной форме в течение года. В результате самые крупные и «белые» интернет-ритейлеры объединились в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ). В нее вошли «М.Видео», Enter, Media Markt, «Эльдорадо», «Детский мир», Mallstreet.ru — в общей сложности 12 компаний. Среди членов новой ассоциации есть мои прямые конкуренты, но все участники организации считают, что конкурировать нужно по понятным правилам и в соответствии с законом. Значительная теневая составляющая — настолько болезненная проблема для рынка, что нам необходимо объединиться, чтобы переломить ситуацию.
В РОССИИ СИТУАЦИЯ С E-COMMERCE ВСЕ ЕЩЕ СИЛЬНО НАПОМИНАЕТ 1990-Е, КОГДА МОЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ БИЗНЕС «НА КОЛЕНКЕ» И РАСКРУТИТЬ ДО ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНОГО УРОВНЯ. МОРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, НО ОДНОВРЕМЕННО — МАССА «ПРИВЕТОВ ИЗ ПРОШЛОГО»
Государство периодически устраивает российским бизнесменам «встряски», объявляет борьбу с фирмами-однодневками, выводом капитала и неуплатой налогов. Только вот ищет не там. Интернет для нашего государства — поле непаханое, объем кормушек явно недооценен. Рынок интернет-торговли — $12 млрд в год, то есть грубо — $1 млрд в месяц. В этом миллиарде до 75% физического товара (то есть не услуг и не билетов) и около 25 тысяч магазинов. Из них Топ-50 генерирует 16% оборота рынка. И даже среди них, больших и сильных, в лучшем случае половина работает «вбелую». Остальные 84% средств идут через фирмочки, чья доля часто и к статистической погрешности не приближается: некоторые магазины в месяц делают не больше 10 тысяч. Это не значит, что все они ведут бизнес с нарушением закона: среди них есть и порядочные продавцы. Но даже если сделать «поправку на честность», то не менее половины оборота крутится в тени — это $6 млрд ежегодно.
Чем не 90-е годы? Тогда доля «серого» рынка в электронике и бытовой технике была даже не 50, а все 70–80%. Мимо таможни шли многомиллионные партии товара неизвестного происхождения. И вдруг в какой-то момент рынок стал очищаться. Где-то гайки затянули, где-то правила адаптировали — и в конце концов работать «всерую» стало просто неприлично. С Интернетом должно произойти то же самое: механизмы для вывода из тени этого сектора есть, и они довольно просты. Просто государство предпочитает лупить палкой по голове, а не «форматировать» ситуацию.
Один из способов сделать этот рынок более прозрачным — обязать все интернет-компании принимать безналичные платежи. Заметьте: не запретить принимать наличные платежи, а обязать игроков рынка предлагать покупателю выбор способа оплаты — картой или наличными. Такая мера позволит контролировать юридическое лицо, заставит продавца показывать реальную информацию о компании, принимающей платеж.
Консолидация серьезных игроков российского рынка e-commerce в рамках отраслевой ассоциации — первый шаг, сигнализирующий, что отрасль выросла и готова меняться. Введение обязательного приема «пластика» интернет-магазинами и объединение хотя бы Топ-50 российских онлайн-ритейлеров сделают рынок значительно более прозрачным. Во-первых, будет перекрыт один из каналов кэша, который используется в схемах обналички. Во-вторых, сократится количество фирм-однодневок и «серых» продавцов. Те, кто захочет работать дальше, будут адаптироваться к правилам цивилизованного рынка, остальные просто разорятся. И от такого «форматирования» рынка выиграют все: и покупатель, и бизнес, и государство.
Об авторе: Дмитрий Шашкин — генеральный директор Mallstreet.ru
05/10/2012