Создание отдельного Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка взамен КЭРППиТ приветствуется бизнес-сообществом
В частности, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) будет разделен на три отдельных ведомства: по развитию предпринимательства и потребительского рынка, по экономической политике и стратегическому планированию и по промышленной политике и инновациям. Создание отдельного Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка приветствуется бизнес-сообществом.
В Санкт-Петербурге сформирована одна из крупнейших в России инфраструктур потребительского рынка, представленная предприятиями различных типов, видов, форм и форматов.
Она включает в себя более 16,5 тысячи предприятий розничной торговли, 7 тысяч предприятий общественного питания, 8,9 тысячи предприятий бытового обслуживания.
Кроме того, в городе функционирует 138 комплексов мелкорозничной торговли, 20 рынков, из них 17 специализированных сельскохозяйственных.
Рынок Петербурга как окно в Россию
— При реформировании Комитета экономического развития не случайно решили создать комитет, объединяющий потребительский рынок и поддержку предпринимательства, — начал беседу Эльгиз Идрисович. — Именно в потребительском рынке в нашем городе сосредоточены и малый, и средний, и крупный бизнес (сети). В Санкт-Петербурге сформирована одна из крупнейших в России инфраструктур потребительского рынка, представленная предприятиями различных типов, видов, форм и форматов. Она включает в себя более 16,5 тысячи предприятий розничной торговли, 7 тысяч предприятий общественного питания, 8,9 тысячи предприятий бытового обслуживания. Кроме того, в городе функционирует 138 комплексов мелкорозничной торговли, 20 рынков, из них 17 сельскохозяйственных.
Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами полмиллиона горожан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей города. Кроме того, Петербург находится в лидерах по развитию предпринимательства в России. И потребительская сфера на протяжении 20 лет остается доминирующей в петербургском предпринимательстве: 44% малых предприятий работает в сфере потребительского рынка, в основном — в торговле.
Учитывая геополитическое положение города, его историческое прошлое и красоту, надо постоянно помнить, что на Петербург все смотрят как на пример развития России. Он не только окно в Европу для России, но и окно в Россию для Запада. Через наш город многие иностранцы начинают знакомиться со страной, поэтому очень важно, чтобы он выглядел достойно. И потребительский рынок здесь имеет огромное значение.
— Вы имеете в виду уровень сервиса, развитие сферы услуг?
— И это тоже. А еще — соблюдение соотношения «цена — качество» на основные продукты питания, равномерное территориальное размещение объектов потребительского рынка, кадровую стабильность в сфере услуг.
У нас должно быть достаточно много магазинов, которые торгуют основными группами товаров, чтобы торговые точки равномерно были распределены по городу. А что сегодня? С одной стороны, по обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации. В расчете на 1 тысячу жителей обеспеченность населения торговыми площадями к началу 2012 года составляла более 950 кв. м, в то время как в Москве, например, — 690 кв. м.
Но с другой стороны, эти торговые площади в городе распределены неравномерно. Возвращаться к советской распределительной системе, чтобы разрешить ситуацию, мы не собираемся. Мы намерены создавать мотивирующие условия для предпринимателей, чтобы они открывали магазины не только в априори выгодных с точки зрения бизнеса местах, и стимулировать развитие различных форм торговли, альтернативных сетям (специализированные магазины, вендинговую торговлю). На это ориентирована в частности региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012 — 2015 гг., утвержденная постановлением правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2012 № 691. Сегодня доля сетевой торговли в нашем городе 50,3%, что в 2,7 раза выше, чем в Москве, и примерно во столько же раз выше, чем в среднем по России. Этот дисбаланс следует урегулировать.
О региональной программе развития торговли
— Почему же тогда оказалась неэффективной городская программа поддержки магазинов пешеходной доступности? Какие выводы сделаны, чтобы допущенные при ее реализации ошибки не повторялись?
— Программа поддержки магазинов пешеходной доступности (МПД) была закрыта еще в 2011 году в связи с неэффективностью ее реализации, в том числе многочисленными нарушениями установленных требований к данным магазинам, а также передачей их организаторами в последующем в субаренду. Кстати, из 46 открытых по этой программе магазинов владельцы 15 (или каждый третий) отказались от субсидий при проведении отбора на право организации МПД.
На сегодняшний день говорить о реанимации программы в том виде, в котором она существовала, не приходится. Вместе с тем идея поддержки развития магазинов «у дома» остается актуальной. Возможность ее реализации сейчас прорабатывается.
А упомянутой региональной программой развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012 — 2015 годы начиная с 2013 года предусмотрено предоставление субсидий для магазинов по продаже товаров повседневного спроса на возмещение затрат, связанных с выплатой процентов по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на приобретение технологического оборудования.
— Расскажите подробнее о программе. Каких результатов правительство города ожидает от ее реализации?
— Основные ее задачи — развитие конкуренции в сфере розничной торговли отдельными видами социально значимых продовольственных товаров; развитие форм торговли, альтернативных сетевым форматам; развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг; создание условий для обеспечения населения качественными товарами и услугами. Ожидаемые результаты — чтобы показатель индекса потребительских цен на товары и услуги (декабря к декабрю предыдущего года) не превышал 105,2%; чтобы доля стоимости минимального набора продуктов питания в среднедушевом доходе населения города не превышала 9,5%; чтобы оборот розничной торговли составлял 1184 млрд. рублей (238,2 тыс. рублей в пересчете на душу населения), а обеспеченность населения торговыми площадями достигла показателя 1000 кв. м на 1000 человек.
Формирование сети логистических центров, развитие новых форматов торговли, проведение специализированных ярмарок товаров отечественных производителей (сельскохозяйственные ярмарки, ярмарки детских товаров), разработка упрощенного порядка предоставления земельных участков для организации ярмарок и размещения объектов развозной и разносной торговли, поддержка профессиональных заведений должны привести к улучшению конкурентной среды, созданию условий для повышения эффективности ведения бизнеса.
В планах — создание информационной системы потребительского рынка. Ее эффективное функционирование станет возможно, когда сформируется торговый реестр, будут разработаны электронные схемы и путеводители по потребительскому рынку.
К вопросу качества товаров
— Эльгиз Идрисович, Вы сказали о необходимости соблюдения соотношения «цена — качество». В этой связи нельзя не вспомнить нашумевшую историю с «Народным». Он как раз отличается низкими ценами и при этом постоянно гоним за несоблюдение качества.
— Качество — очень важный вопрос. Но, к сожалению, за ним мы не всегда можем уследить. Не секрет, что в погоне за более низкими ценами зачастую производители выпускают некачественную продукцию. Случается, для того чтобы получить сертификаты, они привозят нормальные образцы товаров, получают разрешение, а дальше выпускают уже неизвестно что. Поэтому очень важна система контроля качества. У нас, вы знаете, работает Центр контроля качества. И я считаю, что торговые предприятия, которые добровольно заключили соглашение с нашим центром, на самом деле поступают разумно — это конкурентный ход. Думаю, придет время, когда наличие на магазине стикера, что данная торговая точка на добровольной основе проверяется Центром контроля качества, будет гарантией качества ее товаров, что в свою очередь будет способствовать формированию лояльности покупателей.
Мы стараемся делать все, чтобы нормативно-правовые акты, которые мы издаем, улучшали жизнь людей. Но бывает, что действующие федеральные законы ограничивают наши возможности. Например, проверки предприятий можно проводить не чаще, чем раз в 3 года, да и то с уведомлением. Для добросовестного предпринимателя это, может быть, и правильно. А если жалобы поступают постоянно? Само бизнес-сообщество должно повышать свою ответственность. Пока не будет предпринимательской культуры, борьба не прекратится. Интересы бизнеса и общества — своеобразные весы, чаши которых может уравнять только взаимодействие. Только в этом случае не возникнет такой ситуации, как с магазином «Народный».
В дальнейшем повышению качества и безопасности товаров и услуг для населения Петербурга поспособствует разработка региональной программы качества и безопасности пищевых продуктов.
— А как насчет поддержки производителей в условиях возрастающей в связи со вступлением России в ВТО конкуренции на рынке?
— Одним из направлений такой поддержки является упрощенный порядок определения комитетом мест размещения механических транспортных средств, специализированных или специально оборудованных для реализации хлебобулочных изделий, молочной, рыбной и мясной продукции. По состоянию на 01.10.2012 по заявкам 35 производителей указанной продукции им определены 392 места, в том числе 127 — для реализации хлебобулочных изделий, 131 — молочной продукции, 51 — рыбной продукции и 83 — мясной. Кроме того, в рамках реализации региональной программы проводится разработка предложений по упрощенному порядку размещения иных нестационарных объектов развозной торговли для субъектов малого предпринимательства.
Одним из приоритетных направлений деятельности КЭРППиТ было (а для нового комитета — будет) развитие ярмарочной торговли в Санкт-Петербурге. Цель та же — поддержка отечественных производителей. Реализация сельскохозяйственной продукции в городе была осуществлена на осенних ярмарках-базарах по ценам ниже среднегородских и ниже цен сетевых предприятий торговли на 20–50%. Такие ярмарки проводятся во всех районах города. Данная форма торговли востребована, реализация сельскохозяйственной продукции на ярмарках минувшей осенью составляла в среднем более 40 тонн в день. В настоящее время идет проработка нормативно-правовой базы для упорядочивания данной деятельности и приведения к соответствию объектов эстетике городской среды.
И в соответствии с Планом организации розничных рынков на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением КЭРППиТ от 24.12.2010 № 1827‑р, на территории города предусмотрено 34 участка для размещения розничных рынков, из них на 20 участках в настоящее время размещены действующие рынки. По 7 территориям уже определены инвесторы, по 7 материалы по определению инвесторов прорабатываются.
В расчете на 1 тысячу жителей обеспеченность населения торговыми площадями к началу 2012 года составляла более 950 кв. м, в то время как в Москве, например, — 690 кв. м. Но торговые площади в городе распределены неравномерно. Кроме того, доля сетевой торговли в нашем городе 50,3%, что в 2,7 раза выше, чем в Москве, и примерно во столько же выше, чем в среднем по России. И этот дисбаланс тоже следует урегулировать.
Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге за 9 месяцев 2012 года составил 609,3 млрд рублей, что на 14,4% больше, чем за 9 месяцев 2011 года в фактических ценах, и на 9,1% в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли за 2012 год, по оценкам, составит 856,1 млрд рублей или 109,4% к 2011 году в сопоставимых ценах.
Придет время, когда наличие на магазине стикера, что данная торговая точка на добровольной основе проверяется Центром контроля качества, будет гарантией качества ее товаров, что в свою очередь будет способствовать формированию лояльности покупателей.
Малый бизнес в розничной торговле
По данным КЭРППиТ, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 363364 предприятия малого и среднего бизнеса, из них 238009 — микропредприятия, 18438 — малые предприятия, 106917 — индивидуальные предприниматели.
Наибольшее число «малышей» приходится на сферу оптовой и розничной торговли — 44,4% или 161415 предприятий (включая ИП).
Прирост ИП, занятых в сфере торговли составил 13,3% (от общего количества вновь образовавшихся ИП), в свою очередь 56,8% вновь образовавшихся малых и микро- предприятий осуществляют свою деятельность в сфере оптовой (50,6%) и розничной (6,1%) торговли.
09.01.2013