Российский авторынок вырос впервые с начала кризиса
Согласно опубликованным данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в апреле продажи новых легких и легких коммерческих автомобилей выросли на 20% - до 163 299 авто против 136 308 авто годом ранее. Положительной динамики по отношению к прошлому году российский авторынок не показывал вот уже полтора года с самого начала кризиса. В целом за первые четыре месяца 2010 года продажи снизились на 13% до 456 179 единиц.
Такой результат связан со стартовавшей в марте программой утилизации поддержанных авто, считают в AEB. Желающих в обмен на поддержанную машину получить скидку в 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля российского производства оказалось больше, чем рассчитывали в Минпромторге. Так, выдано уже 124 477 сертификатов из 200 тыс. запланированных на все время действия программы. В Минпромторге не исключают, что через три недели деньги на выдачу сертификатов закончаться.
Между тем, продано пока намного меньше машин, чем выдано сертификатов - всего 37 800 штук, остальные приходится ждать. Спросом по программе пользуются наиболее дешевые машины Lada, но производство "АвтоВАЗа" не успевает собирать "классику" в нужном объеме, что создало дефицит и очереди на рынке.
Выросли продажи и других массовых моделей по программе. Так, продажи Skoda Octavia и Fabia увеличились на 20% благодаря скидке 50 тыс. рублей, которую давало государство и такой же скидке от самого производителя. Россияне смогли сэкономить 100 тыс. рублей при покупке Fabia.
Впрочем,
Летом наступит затишье
Рост продаж мог бы быть еще больше, считают участники рынка, если бы не образовавшийся дефицит моделей. Чаще всего речь идет о моделях, которые можно приобрести по программе утилизации, но и среди премиальных марок наблюдаются очереди в салонах. Дилеры из-за резкого падения спроса заказали мало автомобилей, а автопроизводители боятся перепроизводства. Сейчас ежемесячные продажи автомобилей вышли на уровень 2006 года, и если производителям и дилерам удастся искоренить дефицит, то показатель может выйти на уровень 2007 года, считают в Ассоциации автодилеров.
Впрочем, не все настроены так оптимистично. Некоторые эксперты считают, что дальнейшего роста ожидать пока не стоит, так как бонусы и зарплаты у россиян не вернулись на прежний уровень. В "Рольфе" прогнозируют, что новый всплеск продаж стоит ожидать осенью, когда закончится сезон отпусков, а ситуация с поставками автомобилей улучшится.
Рейтинг AEB
Лидерство на российском авторынке сохраняет Lada - в апреле "АвтоВАЗ" продал 52 449 машин, что на 54% больше, чем годом ранее и на 53,5% выше мартовского результата. Причем, если в марте по утилизационным бонусам "АвтоВАЗ" продал 24,7% машин, то есть каждый четвертый автомобиль, то в апреле уже 34,3% - то есть каждый третий автомобиль.
Второе место в рейтинге AEB самых продаваемых моделей в России сохраняет Chevrolet, продажи которой выросли на 30% до 11648 машин. При этом рост продаж наблюдался по всем наиболее продаваемым моделям американской марки - Chevrolet Niva, Lacetti и Aveo, к тому же положительную динамику показывает новый седан Cruze.
На третьем месте - по-прежнему Renault, чей результат составил 9147 автомобилей (+34%), 7605 автомобилей (+21%), из которых 68% пришлись на бестселлер марки - бюджетный седан Logan.
На четвертое место поднялась Kia, реализовавшая 8331 автомобиль - на 46% больше, чем годом ранее. Ford опустился на пятую строчку с показателем в 7536 проданных машин (14%). В ТОР-10 самых продаваемых марок по итогам апреля также вошли Hyundai (+8%), Toyota (-3%), Daewoo (0%), ГАЗ (+22%) и Nissan (-28%).