В соседней Финляндии переработка мусора стала мотором экономики
В стране с населением 5 млн человек в сфере cleantech занято более 400 компаний, и число старт-апов в этой области постоянно растет. Редактор журнала «Личный бюджет» изучал изнутри, как выглядит индустрия переработки, пока отсутствующая в России. Низкое синее финское небо, золотое солнце, яркий балтийский белый песок -погода сегодня выдалась отличная. Мы, группа журналистов из России - Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Москвы - приехали в Суурпелто, строящийся пригород Хельсинки. По строительной площадке снуют оранжевые бульдозеры и краны. Тут и там небольшим группами из земли торчат черные трубы-колонки под метр высотой с круглыми серебристыми люками, похожими на дверцу стиральной машины. Так выглядит вакуумный мусоропровод - новое технологическое чудо, опробовать которое в мире успели всего несколько тысяч человек. «С этой системой вы забудете про шум и копоть мусоровозов у дома. Я сам живу в центре Хельсинки и каждое утро просыпаюсь от их грохота под окнами. А в Суурпелто вместо того, чтобы ездить по району от бака к баку, мусоровозу достаточно заехать только на станцию-коллектор на окраине», - говорит Веса Вестеринен, старший инженер финского строительного концерна YIT, внедряющего систему в жизнь. Ему около шестидесяти лет, десять из которых Вестеринен проработал в Москве. Его компания обслуживает инженерные коммуникации ресторанов «Макдоналдс», московского Кремля и Эрмитажа в Петербурге.
Жильцы домов относят мусор в одну из трех колонок-приемников, в зависимости от типа отходов, объясняет процесс молодой инженер YIT Петри Поутту. Ему под тридцать, поверх рубашки желтая светоотражающая спецовка. Обязательная на стройке белая каска сверкает под солнцем. Емкости колонок по очереди
опорожняются в вакуумную трубу, и отходы несутся по ней на расстояние до 2 км до станции-коллектора. Система продумана так, чтобы в трубе ничего не оставалось: вначале по ней проходит поток пищевых отходов, возможные остатки выметает поток более тяжелого и жесткого пластика, а вслед за ним трубу «полирует» летящая макулатура. В зависимости от того, какая из емкостей опорожнилась, подвижный участок трубы на станции-коллекторе, приводимый в движение гидравликой, направляет поток отходов в нужный контейнер. В конце концов этот тяжелый 20-тонный бак взвалит на свою платформу и увезет специальный грузовик. «Скорость в трубе бешеная», - Петри проводит нас с улицы в коллектор: построенный вровень с землей ангар с хитросплетением толстых, в два обхвата, серебристых, зеленых и синих труб. «Воздух несет частицы мусора по зеленым трубам со скоростью 25-30 метров в секунду, как ураган. Такая скорость необходима, чтобы исключить засор в трубе, и достигается с помощью мощных моторов, которые откачивают из трубы воздух, создавая в ней разряжение». Сейчас проект еще не запущен, и Петри может говорить спокойно - когда моторы запустятся, уровень шума в моторной достигнет 80 децибел, то есть будет таким, как будто рядом с нами проходит товарный состав. Снаружи будет слышен лишь легкий шум: стены ангара покрыты 20-сантиметровым слоем шумоизоляции. Подземный «пылесос» для мусора придумала шведская компания EnVac. Отколовшись от электротехнического концерна ABB в 1960-е годы, это отделение начало свою работу с пневматической системы для сбора белья в одной из больниц Стокгольма. В конце XX века первый заказ на «зеленый» мусоропровод тоже пришел из шведской столицы - сейчас такую систему устанавливают в новом жилом районе Стокгольма Стура Урсвик, где она будет обслуживать 3500 квартир. Система «подземной» сборки мусора уже работает на стадионе Wembley в Лондоне и в исторической части Барселоны. Скандинавские инженеры поспешили отметиться и в мекке девелоперов Дубае - система готова к запуску на «Пальме Джумейра». А что же будут делать жители Суурпелто с крупными вещами, которые просто не влезут в полуметровую трубу EnVac?
Просто оставят у мусорной колонки старый ндиван или лыжи с дедушкиного чердака в надежде, что «кто-нибудь их возьмет», как сделали бы мы? Нет, жителям придется отвезти старый скарб в сортировочный центр самим, и заплатить за это от 7-20 евро. Такие расценки предлагает например центр компании HSY, утилизирующей отходы Хельсинской метрополии, где живет около миллиона человек. В центре действует система поощрений за правильную сортировку мусора. За ввоз одного кубометра отходов установлен фиксированный сбор. Но на въезде прицеп с мусором проверят, и если мусор хорошо отсортирован, то автомобилист платит только половину суммы сбора. HSY - некоммерческая организация, которая полностью принадлежит муниципалитету Хельсинки. Она работает «в ноль» - не получает субсидий от государства, но и не ставит целью получение прибыли. На свалке работают 140 человек, средняя зарплата - €2000-2500. В отличие от HSY, другие центры сортировки отходов в Финляндии пока остаются дотационными. Некоторые получают субсидии от министерства труда и занятости Финлядии и органов управления Евросоюза. Однако муниципалитеты изо всех сил ищут схемы финансирования, которые позволят вывести переработчиков на самоокупаемость. Около 30% доходов центры переработки мусора получают от коммерческих организаций. Особенно много за утилизацию своих отходов платят девелоперы - строительный мусор составляет 76% всех отходов в Финляндии. Некоторые центры сортировки научились утилизироввать строительный мусор во с выгодой для себя.
Из отсортированного щебня, песка и измельченного бетонного лома они делают смесь, которую покупают компании-прокладчики дорог. На свалках действует компьютеризированная система тарификации принятого мусора. Перед заездом установлены автомобильные весы: грузовик взвешивают на въезде и на выезде с полигона. Разница в весе до и после опорожнения кузова и есть «нетто» самих отходов без веса машины - ее и регистрирует компьютер, автоматически выписывая компании-владельцу машины счет для оплаты. Большие суммы в центры переработки отчисляют производители и импортеры электроники и бытовой техники.
Они платят за каждый поступивший на свалку старый холодильник или монитор: по финским законам производители и импортеры электротехники ответственны за весь цикл жизни их продукции, включая утилизацию. Около половины своих доходов центры переработки получают от компаний, собирающих и перевозящих мусор. Порядка 15-20% доходов составляет специальный налог - каждая финская семья платит так называемый экологический сбор - €19 в год. За вывоз на свалку стандартного мусорного бака объемом в 660 литров - такие же баки стоят перед нашими домами в России - нукжно заплатить €8,44. 18% из них - это НДС, 12% - налог на мусор, который платит муниципалитет-владелец свалки, 4% - аренда контейнера, 30% - обработка, 36% - транспортировка. «Мы неустанно вкладываем деньги в новые механизмы сортировки мусора - наше предприятие одно из передовых», - говорит Кристоф Гарейс, старший инженер HSY. Семь лет назад он переехал в Финляндию из Германии. «По образованию я сельхозинженер, но сразу начал работать в сфере компостирования биологических отходов, - рассказывает Кристоф свою историю. - Моя жена финка, поэтому я давно подумывал о том, чтобы переехать сюда работать. Работа, которую мне предложили в HSY, была похожей на то, чем я занимался 11 лет в Германии. В Германии индустрия переработки отходов уже достигла пика развития, в ней уже наметился застой. А в Финляндии она быстро развивается, здесь гораздо интереснее». Среди новшеств, внедренных HSY- закрытая система сбора медицинских и химически опасных бытовых отходов, таких как лекарства или шприцы. «Защита от дурака» работает очень просто: закрытые на замок баки установлены возле бензоколонок. Ключ можно взять у сотрудников автозаправки. Потом отходы отвезут на завод по сжиганию отходов, Ekokem, расположенный на 70 километров севернее Хельсинки. Там мощные горелки сожгут опасное содержимое в печах при температуре 1300°C. Похожая судьба постигает и пластик, рассказывают сотрудники центра переработки мусора «Пайят-Хаме». Этот центр расположен в 100 км на северо-восток от Хельсинки на месте старой свалки, закрытой еще в 1950-х годах.
Пустые пластиковые бутылки -«качественный» PET-пластик - можно сдать в магазин, объясняют здесь. А вот банки из-под йогуртов и соков должны превратиться в «энергетические отходы». На перерабатывающей станции такой пластик подается по транспортеру в огромную прессующую машину высотой в два этажа, которая превращает пластиковый мусор в большие белые брикеты. Летом они лежат во дворе предприятия, ожидая своего часа, а зимой вывозятся на местную ТЭЦ. Там белые брикеты сожгут вместе с углем -основным топливом станции. Зимой, когда потребление тепла в округе увеличивается, пластик будет хорошей «добавкой»: «энергетический» мусор заменяет сжигание 600 000 т угля в год. Чтобы уменьшить вредные выбросы, пластик сжигают в бескислородной атмосфере под высоким давлением. Этот процесс сотрудники центра предпочитают называть energy recovery - «возмещением энергии». Над полигоном «Пайят-Хаме» висит тонкий, но очень навязчивый сладковатый запах, от которого через несколько минут к горлу подступает тошнота. Он исходит от установки по сжиганию свалочного газа - последнего звена в цепи переработки биоотходов, или, проще говоря, всего, что летит в мусорную корзину до, во время и после еды. В Финляндии биоотходы компостируют. В городке Лахти, власти которого финансируют центр «Пайят-Хаме», биоотходы собирают в баки у жилых домов, школ, муниципальных учреждений, кафе и ресторанов и привозят сюда, в установку по аэробно-туннельному компостированию. Сюда же свозится и так называемый sludge - иловый осадок из установки по очистке сточных вод. Объедки, зловонный шлак, растения - все это вместе гниет в 20 закрытых тоннелях на площади чуть больше футбольного поля. Смесь газов из тоннелей, насыщенную горючим метаном, смешивают с
Ее выхлоп тщательно очищает система фильтров на активированном угле, но даже она не может до конца устранить неприятный запах, который мы почувствовали, приехав на свалку. 36 000 тонн биологических отходов, поступающих в год на свалку, в этой установке превращаются в 15 000 тонн компоста. Одну треть этого объема центр «Пайят-Хаме» бесплатно раздает лахтинским фермерам. Оставшиеся две трети перегноя смешивают с песком и щебнем и продают в виде густого чернозема для садов и оранжерей. И все равно, даже после тщательной сортировки и переработки на свалки Финляндии отправляется половина всех отходов. Это немало по меркам развитых европейских стран, считает Кристоф Гарейс из HSY. Его родная Германия - среди лидеров по зеленым технологиям в мире, на свалки отправляется 10% отходов. В соседней Швейцарии еще меньше - 9%. Однако в Финляндии даже оказавшийся на свалках мусор не пропадает зря. Старые закрытые полигоны, похожие на холмы, поросшие сочной зеленой травой и фиолетовыми цветами иван-чая, незаметно подпитывают округу энергией. Для этого свалку «запечатывают»: бульдозеры в несколько слоев сверху кладут щебень и прессованный битум и засыпают землей. В слое мусора оставляют шурфы. В них вставляют трубы для орошения и сбора свалочного газа, на 45% состоящего из метана. В толще мусора начинает выделяться метан - подаваемая вода ускоряет этот процесс. Каждый час недра свалки выделяют столько метана, что его сжигание эквивалентно сжиганию 4000 литров бензина.
Газ собирается в трубы и сжигается, подобно тому, как это происходит на станциях компостирования. Главный аргумент в пользу сжигания метана - метан в 20 раз более сильный парниковый газ, чем углекислый. На свалке HSY Эспу свалочный газ придумали перекачивать по трубопроводу на 11 км до местной ТЭЦ, а в Лахти - на местный пивоваренный завод, где его сжигают для получения пара. И это не единственный пример. Финляндию сегодня в полной мере можно назвать recycling society - повторно перерабатывать здесь пытаются все. Одно из последних достижений - котельная на щепках, которые остаются от ближайшего древоперерабатывающего производства. Маленькая котельная размером с полдома и ценой €300 000 может отапливать целый городок - 15 000 квадратных метров жилья. И эта технология, и существование таких продвинутых систем, как вакуумный мусоропровод, и вообще вся переработка мусора была бы невозможна без сортировки отходов - во дворе каждого многоквартирного домеа и частного коттеджа. Сортировка мусора в Финляндии начинается уже на кухне. Любая домохозяйка выкидывает мусор в четыре отдельных ведра: картон и бумага; биологические отходы, пригодные для компостирования; твердые бытовые отходы; и так называемые энергетические отходы ¬ то есть то, что можно сжечь, и получить энергию. Дальше по желанию: можно добавить отдельные емкости для металла, стекла, батареек и так далее - все это по отдельности примут в специальных пунктах сбора. Место для четырех раздельных мусорных ведер находится даже на самой тесной кухне, говорит знакомая финка, которая снимает крохотную квартирку в центре Хельсинки. Сегодня в Финляндии в моде биоразлагаемые мешки для мусора. Эти белые пакеты, на ощупь похожие на обычный пластиковый мусорный пакет, делают из кукурузного или картофельного крахмала.Такие мешки в природе под действием света и воды полностью разлагаются всего за 3 месяца, в отличие от целлофановых, которые будут распадаться несколько веков. Пока что «био» мешки в 3-4 раза дороже обычных пластиковых. Поэтому в хозяйственных отделах магазинов наряду с биоразлагаемыми мешками продают и бумажные, и обычные пластиковые - каждый имеет право на выбор в зависимости от размеров своего кошелька, говорят здесь. Кай Хамалайнен, управляющий директор компании Flaaming, которая продает емкости для переработки мусора, от «эко» мешков до контейнеров на мусоровозы, дома складывает пищевые отходы в биоразлагаемые пакеты. И сам пакет, и его содержимое перегниет на станции компостирования. Пластик он складывает в обычный целлофановый пакет: все пойдет в печь котельной, подобной той, что строит центр «Пайят-Хаме».
«Мои дети научили меня сортировать мусор, - признается Кай. Ему около сорока. Строгий верх из черного пиджака и белой рубашки на нем «разбавляют» джинсы и белые кроссовки. - Индустрия сортировки и переработки мусора начала складываться в Финляндии в начале 1990-х. До этого в Финляндии все сбрасывали в одну кучу, как и сегодня в России, - вспоминает он. - Чтобы сделать шаг вперед, вся технологическая цепочка и сам подход к проблеме у вас должны измениться. Тогда убытки от утилизации мусора могут превратиться для всех в доходное дело». Конечно, Каю модернизация мусорной отрасли в России будет на руку: он видит в России новый рынок для своей продукции. Но в словах Кая не только забота о личной выгоде. В них проявляется и отношение европейцев к общей для всех среде обитания. «Конечно, хладнокровно свозить мусор на свалку, не сортируя и не перерабатывая, для бизнеса было бы дешевле. Но государство препятствует этому, вводя налоги на халатную утилизацию», - говорит Ари Саволайнен, управляющий директор центра компостирования в «Пайят-Хаме». На государственном уровне в Финляндии очень важны экологические директивы EC. В Евросоюзе считают, что хотя каждая из стран имеет разные возможности, пространство Европы должно быть единым и чистым для всех, поэтому отдельные уголки Европы не стоит превращать в свалку. Экологическое просвещение начинается уже с ясельного возраста - с одного года. Ари показывает нам черную лохматую куклу - эта «бабка-ежка», «грязнуля» не думает ни о природе, ни об окружающих. Разве вы хотите быть похожими на нее? - спрашивают детей воспитатели в детском саду. «И все-таки, - спрашиваю я, - что же мешает финнам просто сбросить весь мусор в один контейнер?» «Финский характер», - отвечает Ари. России до Скандинавии пока далеко. В 2009 году в Москве перерабатывали всего 6% мусора, 13% - сжигалось, а 81% шел на свалку. Но есть надежда, что неизбежное наступление новых технологий все-таки начнет в России «мусорную революцию». Мы возвращаемся в Суурпелто, под Хельсинки, к левиафановым трубам вакуумного мусоропровода. «А сколько все это стоит?» - спрашиваем мы у инженера Петри Поутту. «Метр трубы мусоропровода стоит €500-1000, - отвечает он. - Создание такой системы составляет всего 1% от стоимости возведения всего жилья. Квадратный метр недвижимости с такой системой стоит на €60 дороже, чем без нее». Возможно, скоро это коммунальное чудо появится и в России, в Санкт-Петербурге. «Мы ждем, когда в Петербурге начнут строить новый достойный объект, где мы могли бы начать проектное согласование по установке нашего комплекса», - говорит старший инженер YIT Веса Вестеринен. - Но пока это только намерения».
Если вакуумный мусоропровод появится хотя бы в одном российском жилом комплексе, это будет означать, что его жители будут первыми, кто займется сортировкой мусора в России. Это было бы хорошим началом.
Почему в России до сих пор ничего не слышно об индустрии переработки мусора? Что мешает ее развитию?
Ситуацию комментирует Денис Старк, лидер общественного движения «Мусора.Больше.Нет».
- То, что в России нет индустрии переработки мусора - заблуждение.
Загляните на «задворки» любого торгового центра в Москве и Петербурге и вы увидите, что картон и пленка складываются отдельно, прессуются и вывозятся на переработку. Вырубка - обрезки от производства полиэтиленовых пакетов - тоже идет в переработку. Некондицию сдают производители пластиковых труб и окон. Бизнес свои отходы собирает и сдает на рециклинг добросовестно.
Чего у нас нет, так это раздельного сбора и переработки твердых бытовых отходов (ТБО). Государство сильно занижает тарифы на вывоз и захоронение ТБО для населения. Фактически операторы должны работать здесь по ценам ниже себестоимости. Поэтому полигоны и перевозчики компенсируют издержки на обслуживании жилищного сектора, повышая тарифы для предприятий. Вывоз одного кубометра мусора для ЖКХ стоит 240 руб., для предприятий - 450-500 руб. Захоронение тонны отходов для ЖКХ стоит 200 руб., для бизнеса - 800 руб. Понятно, почему бизнесмен боится выкинуть лишний кубометр мусора, а население - нет. Вдобавок, бизнес платит по 500 руб. за каждую тонну неотсортированных отходов - за их негативное воздействие на окружающую среду. Население не платит.
Выход? Нужно в 2-3 раза поднимать тарифы для населения на вывоз мусора! Да, это жесткий путь. Зато население начнет экономить и уменьшать количество отходов, в том числе сортируя мусор. Возможно, есть и более мягкие методы. Чтобы «дорасти» до них, нужно дать людям ощутить значимость проблемы переработки отходов, что мы и делаем через наши волонтерские акции.
Почему в России до сих пор ничего не слышно об индустрии переработки мусора? Что мешает ее развитию?
Ситуацию комментирует Денис Старк, лидер общественного движения «Мусора.Больше.Нет».
- То, что в России нет индустрии переработки мусора - заблуждение.
Загляните на «задворки» любого торгового центра в Москве и Петербурге и вы увидите, что картон и пленка складываются отдельно, прессуются и вывозятся на переработку. Вырубка - обрезки от производства полиэтиленовых пакетов - тоже идет в переработку. Некондицию сдают производители пластиковых труб и окон. Бизнес свои отходы собирает и сдает на рециклинг добросовестно.
Чего у нас нет, так это раздельного сбора и переработки твердых бытовых отходов (ТБО). Государство сильно занижает тарифы на вывоз и захоронение ТБО для населения. Фактически операторы должны работать здесь по ценам ниже себестоимости. Поэтому полигоны и перевозчики компенсируют издержки на обслуживании жилищного сектора, повышая тарифы для предприятий. Вывоз одного кубометра мусора для ЖКХ стоит 240 руб., для предприятий - 450-500 руб. Захоронение тонны отходов для ЖКХ стоит 200 руб., для бизнеса - 800 руб. Понятно, почему бизнесмен боится выкинуть лишний кубометр мусора, а население - нет. Вдобавок, бизнес платит по 500 руб. за каждую тонну неотсортированных отходов - за их негативное воздействие на окружающую среду. Население не платит.
Выход? Нужно в 2-3 раза поднимать тарифы для населения на вывоз мусора! Да, это жесткий путь. Зато население начнет экономить и уменьшать количество отходов, в том числе сортируя мусор. Возможно, есть и более мягкие методы. Чтобы «дорасти» до них, нужно дать людям ощутить значимость проблемы переработки отходов, что мы и делаем через наши волонтерские акции.