Каждые пять лет объём загружаемой в интернет информации увеличивается десятикратно: к 2015 году он вырастет до восьми зеттабайтов. Производители существенной части этой информации, игроки интернет-рынка, постоянно охотятся за потребителями своего эксклюзивного контента.

Учёные давно доказали, что визуализированная информация воспринимается гораздо быстрее и остается в памяти дольше. Визуализацией контента начали заниматься не только профессиональные дизайнеры. В результате появились десятки всевозможных онлайновых сервисов для простых пользователей. Среди самых популярных — Infogr.am и Easel.ly.

Чтобы привлечь нужную аудиторию и визуализировать предлагаемую изданием, рекламным агентством или другим производителем контента информацию, необходим арт-директор — человек, руководящий процессом работы дизайнерской службы.

О профессии

профессия

Арт-директор/ Дизайн-директор

когда появилась

В виде, приближённом к нынешнему, около 7 лет назад

кому подходит

Выпускникам художественных вузов, МГХПА (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, МГУП им. И. Федорова, БВШД, просто талантливым людям с образованием или без, разбирающимся в последних тенденциях на рынке.

заработок

В среднем от 100 000 до 300 000 рублей.

клиенты

СМИ, рекламные и коммуникационные агентства, а также любые другие компании и частные лица, нуждающиеся в реализации задуманных проектов.

Должность «арт-директор» появилась вместе с необходимостью руководить творческим коллективом. Главная задача арт-директора — придумать, как продать идею большому количеству людей. В России сегодня насчитывается около 22 тысяч электронных СМИ. Если раньше арт-директор в журнале или газете придумывал макет и отвечал за выбор цветовой гаммы, то теперь ему необходимо разбираться во всех технологических новинках, уметь справляться с компьютером (подробнее см. ниже) и мобильными устройствами.

«Арт-директор современного интернет-издания — профессия, развивающаяся так же динамично и странно, как и сами интернет-издания. Здесь никуда без понимания базовых принципов работы технологий вёрстки (HTML, CSS, Java Script), постоянно эволюционирующих механик взаимодействия с фейсбуком и другими поставщиками трафика, — говорит дизайн-директор издательской группы Look At Media Алексей Быстров. — Ещё вчера, допустим, видео было герметичным и тупым форматом, уже завтра этот формат ничем не будет отличаться от статичных изображений и может быть малой кровью использован по-новому, более интересно.

 

2 млрд человек

пользуются интернетом

 

22 000

электронных СМИ

насчитывается

в России сегодня

 

Но для того, чтобы успеть его внедрить, поймать эту тенденцию нужно было ещё год назад. Есть более технологически свободные платформы, нежели интернет-издание: iPad-журналы, например. Именно там, зачастую сильно заранее, можно опробовать или подглядеть то, что в техническом смысле в интернете будет реально только спустя год. В пример можно привести iPad-журнал POST Gravity, там задолго до W-O-S.ru и Lookatme.ru было использовано разноскоростное пролистывание колонок, использование видео как фона под журнальной типографикой и прочие вещи».

Несмотря на то что арт-директорство связано с визуальным восприятием и креативным воплощением идей, арт-директор — это не художник и не дизайнер. Во время реализации поставленной задачи он задает вопрос «почему?». Например, почему главная страница сайта должна выглядеть именно так, будет ли она удобна и интересна читателю? Дизайнер же занимается техническим воплощением придуманного арт-директором. Поэтому арт-директору не обязательно уметь рисовать, зато ему необходимо уметь находить новые способы борьбы за внимание пользователя.

«Сейчас дизайн на первом месте, а хороший дизайн — это очень важная составляющая продукта. Продукт может быть сырым, но на коротких дистанциях из-за красивой обёртки может привлечь людей», — полагает дизайн-директор направления электронной коммерции в объединённой компании «Афиша Рамблер» Мердан Агаев.

 

 

При этом арт-директор должен быть хорошим психологом.

 

 

Ему нужно суметь собрать профессиональную команду из людей, которые поладят между собой, вдохновлять их и мотивировать. Для Быстрова самым сложным было научиться давать сотрудникам возможность самореализации — не исправлять их ошибки и не переделывать всё самому, а учить подчинённых доводить работу до идеала.

Кроме этого, важно умение считать деньги. Арт-директор должен быть немного предпринимателем: у него в руках находится весь визуальный ресурс от фоторедакторов до иллюстраторов и дизайнеров. Его задача — в оптимизации процессов, в упаковке всего, что можно автоматизировать и шаблонизировать, в планомерном истреблении рутины и повышении скорости, мотивированности и удовлетворения сотрудников, а также в поддержании максимальной финансовой эффективности.

 

 

Алексей ИВАНОВСКИЙ

24 года

Арт-директор сайта W-O-S.ru

 

Как пришёл в профессию

Я учился в Международном банковском институте в Санкт-Петербурге, но ушёл с первого курса. Потом учился на графическом дизайне в СПбГУ, но тоже ушёл с первого курса. Чтобы стать арт-директором для веба в России, получать специальное образование не обязательно, но без опыта работы никак. Я работал дизайнером в «Большом городе», а параллельно писал в меру своих сил околонаучную колонку на «Теориях и практиках». Пришёл познакомиться с зарождавшимся тогда W-O-S: хотел писать туда про науку, а оказалось, что им нужен дизайн, — и так я начал делать web, чему бесконечно рад. До W-O-S поработал журнальным дизайнером ещё и в «Афише», F5 и Interni.

Как строится работа

Арт-директор задаёт тон и настроение продукту, подбирает команду, придумывает общие формальные решения — сетки, макеты, форматы. Изучает, исследует, придумывает, воплощает. У меня рабочий процесс делится на две части. Работа над текущими материалами: вместе с редакцией придумываем, как они должны выглядеть, и вместе с дизайнерами собираем. И вторая часть — бесконечные переделки сайта: у W-O-S уже было два больших редизайна, но уже хочу ещё один.

 

 

Приходится очень много говорить, обсуждать 

и общаться.

 

 

Важно слышать, что нужно редакции, но не забывать и свою линию гнуть. Мне пришлось разобраться в куче технологий за последний год. Оказалось, важно понимать, как пишется код, чтобы успешно общаться с программистами. Необходимо обладать талантом распределять нагрузку, способностью структурировать работу, но не превращать её в унылую фабричную штамповку, вдохновлять коллег. Я этому только учусь. Это очень важно.

Арт-директор в своей работе должен обращать внимание на технологии: контент его сайта потребляют с пары десятков различных устройств с разными характеристиками. Сегодня необходимо понимать, что сайт должен быть как можно более удобным для как можно большего процента своих посетителей.

Где учиться?

Факультетов, выпускающих арт-директоров, нигде нет. Многие арт-директоры в России получили образование, совершенно не связанное с их родом деятельности. Я считаю, что учиться надо в процессе.

Перспективы

Интернет как медиа ещё совсем не придуман — ни у нас, ни в мире вообще, а значит, работы непаханое поле. Можно ещё придумывать и придумывать. Сейчас в Москве арт-директоров хватает, но действительно классных специалистов в области дизайн-директорства не так много. Интернет развивается, растёт интерес к информационным технологиям и интерактивному контенту, в связи с этим растут и требования аудитории к интернет-изданиям. Профессиональный арт-директор современного СМИ в интернете обязан постоянно отслеживать последние тенденции в дизайне и изменения в подходе к работе с информацией.

 Текст: Злата Онуфриева

Дарья Черкудинова

13/12/2012