А есть ли кризис?
Российские предприниматели пока не чувствуют особых проблем из-за экономической и политической ситуации, но к концу года все может измениться.
Слухи о кризисе сильно преувеличены, считает большинство опрошенных «Деловой средой» начинающих и бывалых предпринимателей и стартаперов: на уровне небольшого бизнеса пока все более-менее в порядке. Вопреки ожиданиям, иностранные партнеры не разбегаются в ужасе, скачки курса рубля хотя и ухудшили финансовые показатели, но не критично, а обычные люди — покупатели и пользователи услуг МСБ — пока не особенно сокращают свои траты, а иногда и увеличивают.
Например, в компании «Утконос» (доставка продуктов на дом) рассказали, что пока не почувствовали никаких изменений, однако сделали оговорку, что подрос средний чек и количество товаров в корзине покупателя. В период максимального падения рубля наблюдался всплеск покупок авиабилетов, отмечает генеральный директор Biletix.ru Александр Сизинцев. Пассажиры поняли, что рубль девальвируется, и стали таким образом хеджировать риски — число заказов выросло на 10–15%. В этот же период максимально выросла глубина бронирований — люди предпочли покупать билеты не в последний момент, а сильно заранее. Но сейчас финансовая паника прекратилась, и все вернулось на круги своя.
Температура по больнице
Лучше всего себя чувствует небольшой бизнес, который не успел обрасти кредитами и работает на российском сырье. «Я кредиты стараюсь не брать, не делать новых долгов. Трагедий не вижу, психика достаточно закалена», — говорит Наталья Багаева, основатель проекта «Вертикальные сады», который занимается озеленением офисов.
Ее поддерживает владелец туристической компании «Магия тайги» Михаил Сазонов, добавляя, что работает только на российском рынке и за рубли — и это позволяет ему чувствовать себя спокойно. По его словам, поток клиентов по сравнению с прошлым годом не изменился — это касается и обеспеченных путешественников, которые заказывают крайне дорогие туры на Север России и в Арктику. «Эти клиенты имеют, как правило, какой- то свой большой бизнес. И раз они не жмутся, значит, и с их бизнесом проблем нет», — считает Михаил.
Пока неплохо идут дела у большинства стартаперов, бизнес которых связан с IT, интернетом и медиа, то есть по большей части с интеллектуальной собственностью. Среди тех, кто заявляет, что никаких негативных изменений в бизнесе пока не произошло, Денис Кутергин, сооснователь YouDo (сплав виртуальной биржи труда, соцсети и доски объявлений). «Мы работаем в сфере c2c. Поэтому сценарий, когда ключевые клиенты-компании отказываются от наших услуг из-за кризиса и мы терпим крах, невозможен», — подчеркивает он. А в случае скачка доллара посетители сайта сами будут регулировать стоимость своих услуг — площадка так или иначе будет получать свои комиссионные, ведь спрос на услуги будет всегда.
Нематериальный капитал убить достаточно сложно, соглашается СЕО киностудии инфографики Rezeptor Алексей Ермолин. Особенно если компания мобильна и имеет проектный бизнес. Тем более что во время кризиса, по опыту прошлых лет, люди начинают искать полезную информацию через ТВ и интернет. А вот CEO проекта Ecwid Руслан Фазлыев говорит, что даже выиграл от падения рубля и всеобщих апокалиптических настроений. Его компания работает на глобальном рынке, создавая интернет-магазины, которые можно «прикрутить» к любому сайту или странице в социальной сети, и поэтому все расчеты он ведет в долларах.
Мы — IT-экспортер. Девальвация рубля укрепляет наши позиции, мы можем платить бóльшие зарплаты», — говорит CEO проекта Ecwid Руслан Фазлыев.
Реальный кризис почувствовали либо те, кто уже не первый год работает на российском рынке, либо совсем начинающие предприниматели, которые только-только пытаются создать свой бизнес. Например, Виталий Дубинин, основатель и генеральный директор AdWired (занимается мобильной рекламой, на рынке с 2013 года) говорит, что его компания уже поменяла бизнес-стратегию, сокращает и оптимизирует расходы, готовясь к падению дохода в ближайшее время.
Производитель медицинских масок Павел Спичаков говорит, что перестраивает бизнес — например, в этом году уровень локализации производства собирается повысить до 80% и свести к минимум закупку компонентов за рубежом. Но подчеркивает, что ему все эти перипетии лишь на пользу — его конкурентами являются дистрибуторы из Европы и Китая, которые вынуждены поднимать цены.
Если курс доллара продолжит расти, то начнут «отваливаться» русские клиенты, опасается учредитель компании «Терминальные решения» Артем Субботин. Цены на оборудование у компании номинированы в долларах, и сперва Артем даже порадовался росту его курса, но для отечественных клиентов, которых у проекта около 40%, оно может стать слишком дорогим, и это сильно подкосит бизнес.
Есть кризис или нет, но его ожидание усложнили жизнь и Ольге Савельевой, которая пытается запустить собственный стартап «Попутчик» (социальный проект, общение с «попутчиками» — интересными людьми вживую в атмосфере «купе поезда» или салона автомобиля). По ее словам, сейчас значительно усложнилась процедура «увещевания» потенциальных партнеров. «Если раньше мне наперебой предлагали площадки с бесплатной арендой — мол, только приводи людей, то теперь приходится тратить кучу времени на доказательство очевидной выгоды», — рассказывает она.
Точка отсечения и невозврата
Рост курс доллара, налогов и снижение потребительской активности — вот три главных врага начинающего бизнеса на данном этапе. Кроме того, убить толком не родившийся бизнес сможет паника, страх и желание людей поостеречься тратить деньги на индустрию развлечений в условиях размытых перспектив, говорит Ольга Савельева.
Доллар по 50 рублей может урезать бизнес вдвое
Виталий Дубинин (AdWired) говорит, что хоть его бизнес не сильно зависит от курса доллара, но его клиенты-импортеры из-за колебаний валютного курса могут довольно сильно сократить поток товаров и выручку, потому что их товары станут не по карману обычным людям. «Думаю, доллар за 50 рублей сократит бизнес как минимум вдвое. Доллар за 100 рублей - на 90%, но местные рекламодатели со временем займут нишу», — резюмирует он.
С ним соглашается основатель проекта Self (делает интернет-банки для кредитных организаций) Владимир Шабасон: «Нашими услугами формально пользуются банки, но наш конечный клиент — это человек. Нас может заморозить тот уровень курса валют, который заморозит расходы потребителей. Цифру не назову, она все равно будет голословной».
Руслана Фызлыева из Ecwid, напротив, пугает доллар по 22 рубля: «Помню, когда-то такое было — вот тогда было нелегко», — вспоминает он. По его мнению, 50 рублей — вполне возможный и очень выгодный для его компании сценарий. «На 100 рублях и выше за доллар, наверное, придется удвоить штат охранников», — смеется он.
Большинство предпринимателей могли действительно не почувствовать кризис: пока еще не вступили в силу новые налоги, касающиеся недвижимости для бизнеса и замедление потребительской активности не столь явно, говорит Дмитрий Несветов, член совета МГО «Опора России», президент ГК «Диана». «Структура потребления поменяется обязательно, и мы на себе это уже почувствовали, — отмечает он.
До конца 2014 года или в начале 2015-го, если тренды не изменятся и правительство не ускорит введение новых фискальных мер, малый бизнес почувствует на себе не только замедление потребительской активности и увеличение фискальной нагрузки, но и фактическое замораживание кредитования, которое либо станет вовсе недоступным из-за ужесточения требований, либо будет слишком дорогим для предпринимателей.
Авторы: Ирина Жаворонкова, Елена Тимохина