Билеты РЖД можно вернуть прямо с сайта
Раньше процедура возврата билета напоминала дурацкий квест. Надо было распечатать этот билет в автомате или забрать в кассе и, после этого, снова сдать обратно. За вычетом комиссии железной дороги, вы получали свою сумму не налом - нет-нет, обратно на банковскую карту в течение 45 суток. То есть визита в кассу никак было не избежать. Но сейчас-то все изменилось - правда, система работает "в режиме активного бета-тестирования". Как будто бывает пассивный
Оказалось, что возврат билетов можно было сделать на сайте. При этом, организовать все получилось достаточно просто (что ИТшники РЖД делали предыдущие 5 лет???). Сначала надо определится с тем, какие билеты хотите сдать (сделать это можно в разделе "Мои заказы"), потом убедится в том, что время, возможное для этого, еще не вышло. После этого нажать на ссылку "обновить статус билетов" и только после того, как анимация отработает свое (а на самом деле сайт запросит статус проездных документов из системы "Экспресс") можно будет увидеть ссылку "Оформить возврат". Надо помнить, что "в зависимости от времени возврата билета относительно отправления поезда, сумма к возврату может отличаться от стоимости билета". Надо отметить, что за билеты внутри России обещают возвращать практически все деньги. Если проездной документ куплен на поезд, который идет в СНГ или страны Балтии, то при возврате удержат 141 руб. 40 коп. А вот возврат билетов на проезд в международном сообщении будет стоить пассажиру уже 10 евро. Но все равно это куда как дешевле, чем у авиакомпаний и "невозвратных" билетов здесь нет.
Есть ли дополнительные особенности, о которых стоит знать в этом процессе? Разумеется, их куча. Итак, пользователь, осуществляющий возврат неиспользованных электронных билетов на сайте, действует от имени всех пассажиров заказа, в связи с чем все пассажиры заказа считаются проинформированными об отказе от поездки. Так что организатора надо контролировать Правда, ИТшники РЖД все-таки сделали возможным возврат как целого заказа, так и конкретного/отдельного электронного билета из заказа. За это им большое человеческое спасибо. Если это будет работать.
Кстати, после получения посадочного купона на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания возврат электронного билета на сайте невозможен - но это закономерно. Ведь что вы потом будете делать со своим бланком билета никто не знает. Ибо сплошной автоматизации с помощью ручных ридеров для проверки билетов у нас на поездах просто нет.
Самое приятное, что возврат электронного билета БЕЗ электронной регистрации возможен "в любое время до отправления поезда со станции посадки пассажира (время указано в контрольном купоне электронного билета)". То есть никакого тупого правила "за один час с момента отправления поезда с начальной станции маршрута" здесь НЕ действует. А вот если вы этой электронной регистрацией-таки воспользовались, то все осталось как было. Именно не позже часа при отправке с начальной станции маршрута. Так что использовать этот "инновационный" сервис РЖД, который вроде бы позволяет приходить к поезду только с документом, удостоверяющим личность без билета, для пассажира означает сплошные хлопоты и неочевидную выгоду.
Ах да, обещают, что зачисление причитающихся денежных средств за неиспользованный электронный билет осуществляется на банковскую карту, с помощью которой производилась оплата электронного билета, в сроки, установленные "правилами платежных систем" - от 7-ми до 30-ти календарных дней с момента оформления возврата в личном кабинете. Как-нибудь проверим.
Чего же не хватает еще системе заказа билетов с сайта РЖД? Ну, во-первых, нормальных скидок - что за глупость, когда бонусную карту владельца личного кабинета нельзя применить ко всему заказу? Особенно если он платит своей банковской картой? Во-вторых, нет нормального мобильного приложения для заказа билетов через смартфон - вот где бы пригодились электронные билеты. В-третьих, в личном кабинете нельзя сделать типичные маршруты, за которые пользователь получал бы скидки - при гарантированном повторении поездки между своими точками назначения. В-третьих, давно пора отменить невозможность заказа сразу двух нижних полок в одном купе - совершенно идиотское правило. В-четвертых, точные схемы вагонов с указанием оконных пролетов, столиков между креслами (для "Сапсанов") так и не появилось - приходится гадать где будут внешние помехи. В-пятых, неплохо бы пассажиров научится спрашивать о качестве сервиса в поезде после совершенной поездки, вознаграждая его за это дополнительными скидками: глядишь, на маркетинговом опросе бы в РЖД сэкономили. Жаль, что этих небольших, но полезных дополнений, видимо, надо будет от РЖД ждать еще пятилетку, не меньше.
22/11/2012