ОСАГО по-русски: чем обернется заморозка тарифов
После продолжительного обсуждения в вопросе изменения тарифов ОСАГО наконец будет поставлена точка. Согласно озвученной ранее заместителем министра финансов Алексеем Моисеевым позиции ведомства, тарифы не должны подниматься, хотя лимит выплат по страховым случаям вырастет в несколько раз.
Таким образом, страховщики окажутся в непростой ситуации: вот уже десять лет базовые тарифы по обязательному автострахованию не повышаются, и работать в этом сегменте становится все невыгоднее. Самый очевидный результат заморозки тарифов – уход с рынка многих игроков, что в итоге скажется на конкуренции и качестве предоставляемых услуг.
Страсти вокруг ОСАГО начали разгораться в конце прошлого года. Тогда правительство внесло в Госдуму поправки к закону об автогражданке, подготовленные Минфином. Согласно предложенным новшествам, должны вырасти страховые возмещения по ОСАГО. Так, в три раза вырастет возмещение по ущербу имуществу (до 400 тыс. руб.) и в четыре раза - в части возмещения вреда жизни и здоровью (до 500 тыс. руб.).
По оценкам страховщиков, такое решение подстегнуло бы рост тарифов минимум на четверть. По подсчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), ОСАГО подорожало бы аж на 50%. Автомобилисты тут же возмутились возможным повышением тарифов, и «Синие ведерки» откликнулись собственным предложением о модернизации системы ОСАГО. Минфин в итоге поддержал владельцев транспортных средств: автогражданка, несмотря на увеличение лимита выплат, не должна стать дороже для населения.
Теперь пришла очередь возмущаться страховщикам. По данным РСА, которые ее глава Павел Бунин приводил ранее в открытом письме, базовые тарифы на ОСАГО не менялись с 2003 года. Кроме того, отмечает П. Бунин, если не будет внесен ряд изменений в законодательство, то ответственные страховщики будут сворачивать бизнес по ОСАГО.
Мы снова опросили участников рынка на предмет их отношения к новым правилам игры и очевидной уже «заморозке тарифов». «Если законодательно будет принято решение о неувеличении тарифов ОСАГО, ситуация на рынке автострахования значительно осложнится», - уверен директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов. «Часть регионов станут убыточными, и некоторым страховым компаниям, возможно, придется принимать решение о сокращении сети и даже выходе с рынка», - считает А. Антохонов. По его мнению, крупные игроки полностью покидать рынок не станут, но возможность выбора у потребителя существенно сократится. В некоторых регионах даже до одной компании.
Говоря о последствиях введения новых правил для СК «Альянс», А. Антохонов сообщил, что компания будет действовать по ситуации, однако полностью отказываться от ОСАГО не станет.
Полис ОСАГО обойдется сегодня в 3-7 тыс. руб. за год в зависимости от категории водителя. По данным РСА, средняя стоимость автогражданки составила в прошлом году 2 тыс. 956 руб. Самые дешевые полисы покупали в СК «Росэнерго» (1 тыс. 757 руб.), самые дорогие – в СК «ВТБ Страхование» (5 тыс. 86 руб.) (По данным ренкинга страховщиков ОСАГО за 9 месяцев 2012г.)
В случае если полис подорожает на четверть, в среднем его стоимость составит 3,7 тыс. руб. Это не такая большая сумма для потребителей, однако она может стать решающей для страховой компании при принятии решения, оставаться на рынке или уходить с него. Даже сейчас большинству страховых компаний работа с ОСАГО приносит убытки. Если страховщики сдержат свое обещание и начнут покидать рынок, пострадают прежде всего сами потребители: конкуренция (особенно в регионах) снизится, что непременно отразится на качестве предоставляемых страховых услуг.
Впрочем, страховщики намерены сделать ход конем. В конце прошлой недели стало известно, что участники рынка нашли неожиданный способ и реализовать увеличение выплат по ОСАГО, и не повышать тарифы для населения. Компромиссов может стать создание альтернативного союза страховщиков, в который вошли бы только лучшие участники рынка. Таким образом, они не были бы вынуждены платить за страховщиков из «группы риска».
О готовности создания альтернативного профобъединения заявили "Росгосстрах", "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Альянс", "Альфа-Страхование", СОГАЗ, СГ МСК, МАКС и ВСК, чья совокупная доля на рынке ОСАГО составляет 80%.
Как пояснил такое решение глава РСА Павел Бунин, в ситуации беспрецедентного давления на страховое сообщество, осознавая свою ответственность перед страхователями, члены правления РСА заявляют о неготовности отвечать по долгам разоряющихся страховых компаний.
Хотя страховщики категорически против серьезного увеличения объемов ответственности страховщиков без адекватного повышения страховых тарифов, в целом они готовы развивать рынок автострахования и поддерживают внесенный в Госдуму законопроект. Однако, если компромисс не будет найден, рынок ОСАГО рухнет, подчеркнул П.Бунин.
Алина Евстигнеева