Британские работники почты наверняка баррикадируют двери при виде Стива Уотсона, основателя Stack Magazines, но он продолжает отправлять 1 300 инди-журналов из месяца в месяц. Уотсон зарабатывает со дня основания компании, ничем не рискует и не интересуется мнением клиентов, но его бизнес продолжает развиваться и расти вопреки умирающей индустрии. H&F спросил у него, как такое возможно.

Стив УОТСОН

создатель Stack Magazines

— Все делают ставки, когда же печать умрёт, а вы бумажные журналы рассылаете. 

— Для независимых журналов настали отличные времена, и я рад быть частью этого. Это до сих пор нишевая вещь, и нескоро станет мейнстримом — но об индустрии много пишет и большая пресса вроде The Guardian, и всё больше людей начинают этим интересоваться.

— Как вы вообще придумали Stack? 

— Сначала я прочитал запись в блоге автора Wired Рассела Дэвиса о том, как всегда быть интересным. Он советовал читать один новый журнал каждую неделю, и я подумал, что это отлично работает. Примерно в то же время жена моего друга организовала подписку на футболки: каждый месяц она рассылала клиентам новую, специально выпущенную футболку. Ты не мог угадать, что получишь через месяц, но знал, что будешь с удовольствием носить и радоваться. Я подумал: почему бы не поженить две эти идеи?

— Вы же арт-директором до этого работали, верно?

— Нет, я скорее занимался редакторской деятельностью. До Stack я работал в компании Ink Publishing, которая выпускает журналы для авиакомпаний. Четыре дня в неделю я редактировал такой журнал, писал что-то на фрилансе и страшно скучал — пока наконец не открыл Stack в декабре 2008 года. Первый год я не очень-то задумывался о доходах, но потом понял, что раз это отнимает столько времени, нужно либо превращать Stack в бизнес, либо закрывать. 

— А сейчас вы работаете где-то, кроме Stack?

— Три дня в неделю я хожу на работу в креативное агентство The Church of London — отчасти поэтому мы с вами всё никак поговорить не могли. Это ребята, которые издают журналы Little White Lies и Huck. Они довольно сильно помогли мне на старте: разработали логотип, брендинг и веб-сайт. Мы дружили, и я просто пришёл к Данни Миллеру, одному из руководителей агентства, и сказал: «У меня есть идея, что скажешь?» Его поддержка очень помогла, без этого всё могло бы и не получиться. 

— Сколько человек с вами работает?

— Я один, поэтому я стараюсь как можно больше работы отдавать на аутсорс и заниматься только тем, что мне интересно. Недавно я начал пользоваться услугами почтовой службы. Деньги с подписчиков собирает агентство. Это решает мою главную проблему — нехватку времени. Есть миллион вещей, которые я с удовольствием сделал бы со Stack, но когда тебе приходится самому носить всё на почту, договариваться с издателями и ещё ходить на работу, времени на это просто нет. 

— А проблемы с почтой есть? Вот наверняка у вас мало подписчиков из России, потому что русская почта в принципе ничем не отличается от русской рулетки.

 — Ох, да! Проблемы с этим всегда были. Я посылаю много всего в Южную Америку, и с этим постоянно проблемы.

 

 

 Моя почта забита сообщениями вроде

«Эй, где мои журналы?».

 

 

Много подписчиков и в Австралии, что тоже довольно далеко, но тут почта обычно работает без нареканий.  

— И когда Stack начал приносить доход? 

— Всегда приносил, с самого начала, потому что я не плачу сам себе зарплату. В компании вроде Stack тебе не приходится ничем рисковать. Если у меня сто подписчиков, я покупаю сто журналов. Если у меня тысяча подписчиков, я покупаю тысячу журналов. Сейчас всё немного меняется, потому что я трачу деньги на аутсорс, но подписчиков довольно много, и я опять-таки ничем не рискую.

— Сколько их, кстати?

— Пока 1 300. Через год, надеюсь, будет 2 000.

— Как строятся ваши отношения с издателями? 

— Сначала я решаю, какой журнал буду рассылать в этом месяце. Подписчики не получают один и тот же журнал в течение года, и не получают журнал, на который они уже подписаны или по каким-то другим причинам не хотят его видеть. Сейчас со Stack сотрудничают порядка 20 издателей. Я плачу им какое-то небольшое количество денег. Для всех это выгодно, потому что я точно знаю, сколько журналов мне нужно.

— Как вы выбираете журналы, кстати?

— Множество журналов, к сожалению, имеют очень ограниченную тему и интересны только тем, кто хорошо разбирается в этой области. Я стараюсь выбирать такие, которые вы могли бы взять в кафе, ничего о них не зная, — и журнал должен не просто понравиться вам, а вызвать какие-то размышления. Конечно, выбор зависит от моего личного вкуса. Но если попытаться выразить это одной фразой, получится не «Журналы, которые мне нравятся», а «Журналы, которые я считаю нужным отправить». Я не хочу, чтобы в Stack были извечные журналы о еде и велосипедах, необходимо сохранять баланс и разнообразие. 

— Вы пытаетесь ориентироваться на мнение подписчиков?

— Нет. Это один из главных принципов Stack — мне вообще всё равно, чем интересуются мои подписчики. Я же не Amazon. Вот они могут ориентироваться на то, что вы уже купили, и предлагать вам то, что вам должно понравиться. Stack — полная противоположность этому.

 

 

 

Если я пришлю вам

что-то, что вам и так нравится, значит, 

я не справился со своей работой.

 

 

 

Но так как все издания Stack очень хорошего качества и сделаны талантливыми людьми с большой любовью и заботой, все остаются довольны.  

— Это всё здорово, но вы основали Printout! — встречу фанатов независимых журналов, половина из которых — подписчики Stack. Зачем вам знакомиться с этими людьми? 

— Я понял, что вы имеете в виду. Нет, я обожаю встречаться с моими подписчиками, я просто хочу каким-то образом удивлять их каждый раз, а следуя за их интересами, этого не сделаешь. Кроме того, это полезно для бизнеса. Printout! позволяет построить своего рода комьюнити, и это очень вдохновляет меня. Printout! не приносит денег и не влияет на бизнес с этой точки зрения, но определённо подогревает интерес людей и помогает выстраивать бренд. 

— Вам сильно надоели вопросы про любимый журнал?

— Не то чтобы надоели, мне просто неловко на них отвечать. У меня нет любимого журнала, я столько их вижу, что сложно найти что-то самое лучшее. Сейчас мне страшно нравится журнал, который называется... Как он, кстати, называется? Он новый, мне его на прошлой неделе прислали, только я название не запомнил. Так что назову другой — Justified. Поглядите, вам понравится. 

 Фотография: Tom Medwell 

Маргарита Попова

15/11/2012