Заработать на советском дизайне
Кристина Краснянская (владелица галереи "Эритаж"): Советский дизайн стал модным трендом.
На крупной европейской выставке Design Miami/Basel внимание критиков и коллекционеров впервые привлек дизайн из России. Московская галерея "Эритаж" стала первым российским участником престижного форума коллекционного дизайна. О своем опыте участия в Design Miami/Basel рассказала владелица галереи Кристина Краснянская.
"Бизнес-Стиль": Кристина, почему Вы решили показать советский дизайн на крупнейшей международной выставке?
Кристина Краснянская: Значение советского дизайна периода оттепели сегодня недооценено. О том, что происходило в этот период в литературе и живописи, нам хорошо известно. А тема советского дизайна оказалась незаслуженно забытой. С точки зрения развития советского дизайна и наследия русского авангарда этот период представляет огромный интерес. Молодые дизайнеры тех лет обратились именно к эстетике 1920-х годов и русскому авангарду. Центральной идеей нашего проекта в Базеле является стремление показать искусство оттепели как вторую волну русского авангарда. Наш проект на Design Miami/Basel получил название "Авангард и поставангард в советском дизайне".
"Б.-С.": Как эта тема была воспринята международной публикой? Каковы Ваши впечатления?
К.К.: Впечатления превзошли все мои ожидания. Проект галереи получил высокую оценку организационного комитета, прекрасные отзывы в прессе. Очень неожиданным оказалось то, что наша тема вызвала интерес не только у западных коллекционеров и коллег, но и у соотечественников, которые восприняли совершенно по-новому то, с чем многие из нас жили, с чем соприкасались. Это говорит о том, что данный тренд возвращается. Мне кажется, нам удалось занять совершенно особенную нишу. Советская мебель 1960-х годов - это то, что до сих пор не представлено ни на российском рынке, ни на западном. Перспективы направления огромны.
"Б.-С.": Значит ли это, что для галереи "Эритаж" наступает новый этап?
К.К.: Безусловно, галерея будет заниматься этим направлением. Мы продолжим научное исследование этой темы, поиск редких объектов и их изучение. Существует большой потенциал для разработок и параллелей, связанных с авангардом и тем, что происходило в начале века. Мы планируем ряд проектов, показывающих взаимосвязь идей советских дизайнеров не только с западной эстетикой 1960-х годов, но и с началом XX века.
"Б.-С.": Будет ли показан в Москве проект "Авангард и поставангард в советском дизайне"?
К.К.: Конечно, и даже в более широком формате. В Москве мы сможем показать эту выставку полно и подробно, возможно, не ограничиваясь пространством галереи "Эритаж".
"Б.-С.": Любые вещи советской эпохи достойны коллекционирования? Где находите предметы советского дизайна?
К.К.: Когда речь идет о советском дизайне, проблема заключается не только и не столько в поиске вещей, сколько в их сохранности и качестве. Безусловно, вещи массового производства, выполненные из низкокачественных материалов, не так интересны. При подготовке выставки в Базеле большую помощь галерее оказал профессор Юрий Случевский, который в свое время стоял во главе экспериментального мебельного производства при Строгановском училище в Москве. По сути это была лаборатория, где создавалась образцовая мебель для всесоюзных выставок, по результатам которых наша мебельная промышленность должна была обогатиться новыми идеями, а "образцовые" квартиры представителей советской элиты - новыми удобными и качественными вещами. В творческих поисках дизайнеров тех лет большую роль сыграли идеи русского авангарда и импульсы западной эстетики.
"Б.-С.": Имело ли место копирование, заимствование западных идей?
К.К.: Выставка Design Miami/Basel отчетливо показала: несмотря на некую общность эстетических принципов, поиски советских и западных дизайнеров были совершенно параллельными. Изучая объекты на стендах парижских, скандинавских, нью-йоркских галерей, мы убедились, что советские вещи, хоть и находятся в русле той же минималистичной эстетики, все же сохраняют индивидуальность, имеют особый стиль. Это великолепно чувствуют эксперты, опытные коллекционеры.
Кристина Краснянская, Ксения Чилингарова, Крейг
"Б.-С.": Очевидно, что советский дизайн 60-х не менее ценен в культурном плане, чем европейский того же времени. Как это выражается в ценовом отношении?
К.К.: Рынок европейского дизайна давно сформирован, законы ценообразования устоялись. Европейская мебель, созданная по эскизам признанных дизайнеров и даже существующая в определенном тираже, стоит несколько десятков тысяч долларов. В сравнении с этими показателями советская мебель не так дорога и именно с этой точки зрения особенно перспективна. Произведения французских и датских дизайнеров в отличие от советских экспериментальных объектов бережно хранились все эти годы, не сжигались, не выбрасывались, на рынке их огромное количество. Советская авторская мебель в хорошем состоянии представляет сегодня огромную редкость. И однажды цены на советскую экспериментальную мебель вполне смогут сравниться с ценами на произведения европейских мастеров.
"Б.-С.": С кем предстоит основная работа для достижения этой цели - с российской аудиторией или западной?
К.К.: И с той, и с другой одновременно. Но если западной публике надо об этом рассказать впервые (железный занавес, отсутствие института авторства в Советском Союзе и ряд других исторических причин привели к тому, что Запад просто не знаком с таким явлением, как советский дизайн), российской аудитории предстоит переоценить то, с чем она знакома с детства. На выставке в Базеле я наблюдала, как происходит этот процесс переоценки. Дело в том, что советская мебель, когда ею было набито маленькое пространство хрущевской квартиры, выглядела одним образом, а в новом открытом минималистичном пространстве эти же компактные предметы воспринимаются иначе. В современном интерьере ощущается особый стиль этих вещей, их сдержанность и аскетичная элегантность.
Кристина Краснянская, Ксения Чилингарова, Евгения Киселева
"Б.-С.": В интерьере Вашей квартиры присутствует советский дизайн?
К.К.: Да. Я как раз нахожусь в процессе работы над новым интерьером, отдельное место в котором займут предметы советского дизайна.
Беседовала Евгения Киселева
05/07/2012