Три главные ошибки при написании бизнес-плана стартапа
Взятые с потолка цифры и слишком подробные описания собственных достоинств способны отпугнуть инвесторов.
Источник:
При старте любого бизнеса наличие бизнес-плана важно. Не только для того, чтобы привлекать деньги, но и для большего понимания собственных целей и задач. Леонид Данилов, партнер «Центра коммерциализации инноваций», рекомендует авторам проектов, приходящим на консультации, не использовать шаблоны бизнес-планов, а делать их самостоятельно «с нуля». Это позволяет избежать заимствований, что характерно для проектов, созданных выпускниками ВУЗов (очевидно, сказываются привычки при подготовке курсовых), и позволяет более осознанно посмотреть на свой проект, задать себе не всегда удобные вопросы. Вот три типичных ошибки при составлении бизнес-плана стартапа.
Перенасыщение ненужной информацией
Зачастую презентации с бизнес-планами наполнены информацией, не имеющей к проектам реального отношения. Данилов вспоминает, как одна проектная команда представила на конкурс
Артем Андреенко, лидер проекта Bytefy, облачного хостинга для приложений, соцсетей и мобильных платформ, вспоминает, что в первоначальном варианте бизнес-плана большую часть занимала информация, связанная с вычислением объема рынков: какими они были и какими дол.гны были стать в будущем. В итоге, инвесторам почти забыли поведать о главном — о сути бизнеса. И это не все: расходы по лицензированию в бизнес-плане на тот момент попросту не значились.
Отсутствие четких бизнес-целей
Составляя
Антон Неволин, руководитель стартапа Soultravel, приложения–экскурсовода, рассказывает, что первоначально проект был ориентирован на студентов и учащихся, у которых достаточно свободного времени. А когда стали думать о бизнес-составляющей, то стало очевидно, что надо ориентироваться на людей, которые ездят в командировки, то есть более занятых и более платежеспособных. Заработать деньги, прописанные в бизнес-плане, с привязкой к старой целевой аудитории было нереально. Кроме того, если раньше планировались только пешие экскурсии, то потом — водные и на личных автомобилях.
Раздутые финансовые показатели
Стартап — это не финансовая пирамида и приводить фантастические цифры в сотни процентов прибыли попросту глупо. По словам Данилова, представители одного из проектов, выступая на финале конкурса бизнес-планов, заявили ставку доходности в 800%. Очевидно, данный шаг был связан с желанием произвести впечатление на потенциальных инвесторов, однако вызвал ровно противоположную реакцию — внятного обоснования заявленных цифр у проекта, попросту, не нашлось.
Оперировать нужно реальными физическими показателями, тогда и цифры потенциальной доходности будут убедительными. Так, Евгения Петрова, лидер проекта Недовольству.нет, социальной онлайн-площадки для решения проблем, вспоминает, что изначально в их бизнес-плане был один лишний показатель — выручка на регистрантов, который пришлось убрать. В итоге, Евгения в своем бизнес-плане опирается на два показателя: на количество регистрантов и коэффициент лояльности. Это реальные физические величины, на которые стартап в силах влиять. «Мы изначально закладываем пессимистический сценарий и низкие показатели», — добавляет Петрова.
06/05/2011