Бизнесмены не пользуются электронными площадками для поиска заказов. 60% предпринимателей не участвуют в электронных торгах, еще 20% не знают, что это такое. Из 5 тыс. участников опроса, проведенного профильным порталом «Альянс медиа», только 20% ответили, что принимали участие в электронной торговле.

Формат электронных торгов повышает прозрачность процедуры закупки, обеспечивает равные условия для участников конкурса и исключает возможность сговора. С 1 июля все федеральные заказчики, размещающие заказ через аукционы, обязаны перейти на электронные торги. Муниципальные заказчики перейдут на них с 1 января 2011 года. Эксперимент пройдет на Единой торговой площадке (ЕЭТП) Москвы, Сбербанка, ММВБ, РТС и Татарстана, им руководят Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба.

Заместитель генерального директора ЕЭТП Андрей Черногоров говорит, что вовлеченность бизнесменов в электронную торговлю различается в зависимости от региона. «В регионах, где такой способ активно пропагандируют, результаты могут быть другими», — отмечает он. По словам Андрея Черногорова, невысокая активность в сфере электронной торговли — проблема бизнеса, а не государства. «Малый бизнес неактивно пользуется предоставленными возможностями», — считает он.

Председатель комитета по государственному заказу «ОПОРы России» Валерий Малиновский не отрицает, что бизнесмены плохо информированы. «Если предприниматель никогда не участвовал в госзакупках, он может ничего не знать об электронных торгах», — сетует он.

Председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро считает, что фактически в электронных торгах участвуют порядка 2% предпринимателей. «Аудитория портала, который проводил опрос, — продвинутые пользователи интернет-слуг. Реально в электронных торгах участвуют еще меньше бизнесменов. Системы электронных торгов — это новое явление, к ним не привыкли», — пояснил он. Другая причина невысокой вовлеченности бизнесменов в электронные торги — специфика бизнеса. «90% предприятий малого бизнеса принадлежат сфере услуг, им нечего делать в системе электронных торгов», — уверен Сергей Габестро.

В соответствии с законодательством государственные заказчики обязаны отдавать малому бизнесу от 10 до 20% объема заказов. С начала текущего года ФАС проверяет, как регионы соблюдают эту квоту. По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, малый бизнес обеспечивает не более 11% госзаказов. Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев говорит, что результатов проверки пока нет.

Участники электронной торговли отмечали, что открытые электронные аукционы для участия в госзаказе допускают технические возможности для манипулирования торгами. Минэкономразвития и ФАС разработали технический регламент, который должен устранить проблему информационной безопасности на федеральных электронных площадках.