Анастасия Люстина спокойно и вполне успешно работала в крупных ИТ-компаниях. Пока в какой-то момент ей не пришло в голову «монетизировать» свое хобби – любовь к ресторанам. Анастасия уволилась и вместе с партнерами сделала сервис по бронированию столиков в питейных заведениях. На Западе такие проекты популярны, но пойдет дело у нас?

Как появился проект?

Идея собственного бизнеса пришла сама по себе, достаточно органично. Вполне себе человеческие и жизненные мотивы.

В рестораны хожу давно и с удовольствием, даже шутила, что это и есть мое хобби. Также не секрет, что в бизнесе, в частности в продажах, переговоры зачастую проходят не в офисах, а в ресторанах. Естественно, что при моей работе и природной склонности к гастрономии, я достаточно хорошо изучила ресторанный рынок Москвы и за ее пределами – с точки зрения посетителя в первую очередь. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что мои коллеги, друзья и знакомые регулярно обращаются ко мне с просьбой порекомендовать им ресторан в зависимости от их настроения, местоположения, компании и повода. Изучив существующие ресурсы, я с удивлением поняла, что удобных и гибких сервисов с достаточным количеством параметров поиска и подбора заведений у нас на рынке нет.

Помимо задачи выбора ресторана, активным и занятым людям нужно быть уверенным в том, что их ожидает столик и они не буду стоять у входа. Особенно если речь идет о деловых встречах. Находясь в постоянном движении, не всегда удобно выкраивать время для дозвона в ресторан и самому по телефону бронировать столик. В том числе по причинам privacy – каждый раз оставлять свои данные и проговаривать пожелания вслух.

И в чем идея сервиса?

Так и посетила мысль о том, что пришло время для создания в России качественного ресурса для расширенного ресторанного поиска с функцией online-бронирования. Тем более что подобные сервисы вполне успешны за границей. Часто бывая в США, регулярно пользуюсь подобными ресурсами. Там это привычный повседневный инструмент.

И вы решили делать свой стартап?

После института больше десяти лет я проработала в сфере ИТ на позициях менеджера по работе с клиентами, развитию бизнеса и руководителя корпоративных родаж. Последние семь лет – в российском представительстве Microsoft, отвечала за продажи программных продуктов и комплексных проектов финансовому сектору.

В какой-то момент попыталась смоделировать картинку на 5-7-10 лет вперед. И поняла, что кардинально в моей жизни ничего не поменяется в случае перехода на другую позицию или в другую компанию. Философия наемного работника в независимости от уровня его месячного дохода остается философией именно наемного работника.

На тот момент я не до конца отдавала себе отчет в истинной мотивации, которая двигала меня в сторону перемен. Наверное, это внутренне ощущение того, что я могу больше.

Вернемся к проекту. В чем его основная идея?

Благодаря порталу вы можете выбрать любой ресторан Москвы и забронировать столик, не прибегая к телефону и услугам хостес. Основная идея – комплексное решение по автоматизации и управлению процессом бронирования ресторанов online – как со стороны посетителя, так и ресторана.

Можно подробнее про сервисную часть?

Предусмотрены возможности по интеграции со сторонними системами и API для внешнего доступа. С крупными консьерж-службами, с «Яндексом». На уровне архитектуры решения проработана интеграция с R-Keeper, Micros, iiko. Проект приоритетного бронирования для держателей карт MasterCard и др.

Почему вы считаете, что такой сервис нужен?

Целостного ресурса на рынке не существует. Есть конкуренты в каждом направлении – автоматизации рабочего места хостес, lifestyle-ресурсы, классические консьерж-службы…

Данная ниша в России только развивается, однако мировые тенденции показывают, что рано или поздно наш ресторанный рынок уверенно перейдет в online-пространство. Для пользователей это очень удобный и гибкий сервис поиска и бронирования. Для ресторанов LeClick предлагает решение по электронному управлению резервами и ведению клиентской базы.

Сейчас мы видим гаджетоманию в полный рост. Люди ценят свое время и сервисы, которые способны упростить им жизнь, помочь разрешить проблему выбора и организации своего досуга и/или рабочего времени.

Как работает сервис?

По аналогии с работой сервиса «радара» «Яндекс.Такси» мы будем показывать доступность столов в режиме реального времени с учетом заданных пожеланий гостей – в расширенном поиске можно выбрать как объективные критерии поиска – кухня, wifi, наличие детской анимации, меню на английском и т.д., так и субъективные – еда, сервис,атмосфера, уровень шума и др., согласно отзывам гостей.

Для рестораторов это в первую очередь качественный инструмент по работе с клиентской базой. Помимо этого, дополнительную возможность к ее увеличению, улучшению сервиса и повышению лояльности гостей!

Как проект зарабатывает? Если пока не зарабатывает, то как собирается?

Для гостей, пользователей сайта сервис бесплатен. Для ресторанов – месячная подписка

Конкуренты у вас есть? Кто они?

Наверное, одна из причин, по которой появляются новые идеи, проекты и вырастает успешный бизнес, это конкуренты. Именно анализируя их предложения и сервис, ты понимаешь, что действительно востребовано, и как сделать свой продукт еще лучше и удобнее с точки зрения пользователя.

Если говорить о западных аналогах, то практически все сайты, посвященные поиску и бронированию ресторанов online, делают упор на рейтинги и отзывы посетителей, а также специальные предложения от ресторанов. При этом, на некоторых есть опция по поиску свободных столиков на конкретное время – такую функцию мы тоже обязательно реализуем, чтобы человек изначально мог выбирать только из ресторанов, в которых есть места. Это, конечно, предполагает наличие соответствующего решения и на стороне ресторана.

А в России?

Именно такой бизнес-модели, как у нас – где с одной стороны есть интернет-портал для пользователей с широкими возможностями поиска и online-бронированием, а с другой – полноценный инструмент для ресторанов по автоматизации рабочего места hostess, на рынке не представлено.

К тому же, в отличие от большинства даже известных сайтов, мы нацелены на более узкую аудиторию – это люди, которые регулярно посещают рестораны, приветствующие бронирование столиков. Они активно интересуются новыми открытиями, приездом известных шеф-поваров и другими гастрономическими мероприятиями. Мы предлагаем им не только свой сервис, а формируем для них клуб LeClick – со специальными предложениями от партнеров и собственной программой лояльности.

Сказать же, что у нас совсем нет конкурентов – это значит слукавить. Все порталы, которые предлагают ресторанный поиск – типа menu.ru, afisha.ru в некоторой степени, конечно же, конкуренты!

Что стало самым большим вызовом?

Неготовность рынка ресторанов к нововведениям. Отсутствие структурированного подхода к ведению бизнеса, «разношёрстность» самих ресторанов. Низкий уровень ИТ на местах.

Традиционное недоверие к online, продиктованное отсутствием подобного опыта на рынке, мешает ресторанам перейти в современное информационное поле. Однако, в этом бизнесе все зависит от ключевых игроков – как только они перестроятся, за ними подтянутся остальные. Сейчас уже можно сказать, что тенденция совершенно очевидна, и в ближайшие годы принимать заказы на столики в режиме online станет нормой для большинства «правильных» заведений.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Смотря как считать. Постоянная команда состоит из восьми человек – профессиональных и креативных. Основателей – трое, включая CEO, то есть меня, CIO и управляющего партнера. Получается, штат – 5 человек без учета технической команды, которая сидит за пределами РФ и полностью dedicated на наш проект. У нас имеются внешние добрые люди, которые помогают нам выстраивать работу с PR-службами партнеров и «наращивать мускулы». В данный момент мы находимся в поиске ярких и активных людей. В первую очередь, интересны люди, которые смогут донести нашу идею в массы, убедить рестораны в ценности данного сервиса и которые поверят в проект также, как и мы! В общем, если считать всех, в общей сложности порядка 15 человек.

До этого проекта у вас уже был предпринимательский опыт?

Отсутствовал.

На чьи инвестиции развиваетесь?

Начало проекту – то есть разработке программы для ресторанов – положили мои личные сбережения. Для дальнейшего движения, начиная с создания сайта и набора хотя бы минимальной команды, были привлечены средства партнеров. Внешних инвестиций – от венчурных фондов или бизнес-ангелов в проекте нет. Пока компания не окрепла и бизнес-модель не «отточилась» до совершенства, я не планировала привлекать сторонних инвесторов. Хотя, для более агрессивного маркетинга, масштабирования и экспансии на международный рынок, это, скорее всего, потребуется.

Изучить проект можно здесь LeClick.


Автор статьи Дмитрий Фалалеев