Сколько стоит входной билет на рынок установки пластиковых окон?
Прозрачное дело
Вот уже приходит стекольщик — очень маленький и седой. “Я стекольщик! — кричит стекольщик. — Ставлю стекла левой ногой!”. Это четверостишье Ильи Кобенкова было неформальным девизом всех стекольщиков советского времени. С тех пор окна стали пластиковыми, а стекольщики переименовались в установщиков. Они уже не кроят стекла “алмазами”, а устанавливают блоки целиком. Вот только про “левую ногу” по-прежнему актуально. Потому что фирмы, продающие пластиковые окна, своих установщиков, как правило, не имеют. Пластиковые окна — это крупный бизнес: блоки производятся на заводах. Для производственной фирмы установка изделий является побочной функцией. Которую охотно отдают на аутсорсинг. В том числе и малому бизнесу.
С другой стороны, для оконных фирм установка — головная боль. Потому что клиент, у которого окно установлено неправильно, не разыскивает криворуких установщиков, а идет жаловаться в офис фирмы. И правильно делает: именно с фирмой заключен договор. Зачастую для устранения последствий неграмотной установки дорогостоящее окно приходится варварски выламывать. По мнению экспертов, фирмы по продаже окон ежегодно теряют на халтурщиках до 5—7% прибыли.
Еще хуже — скрытые дефекты, которые проявляются уже после истечения гарантийного срока на окно (обычно через год). Например, ошибки при установке отлива для дождевой воды. В российском климате смена сезонов дает усадку даже в бетонной стене. Грамотно установленное окно лишь немного деформируется вместе с проемом — и клиент ничего не заметит. Но если технология нарушена, между окном и проемом возникают микроскопические щели, откуда зимой начинает дуть. Причем не микроскопически, а вполне ощутимо. И с каждым годом будет все хуже, потому что даже небольшого количества дождевой влаги, не ушедшей по отливу, достаточно для того, чтобы, замерзнув, расширить щели. Клиент же ругает не установщиков, а оконную фирму.
В следующий раз он туда уже не обратится, да и знакомым обязательно сообщит о халтурщиках.
Зато для малого предпринимателя, решившего заняться установкой окон, возникают несколько плюсов. Во-первых, оконные фирмы весьма дорожат теми бригадами, кто не допускает брака в работе. Стараются вызывать их почаще, а заказы давать “повкуснее”. Второе вытекает из первого: малый бизнес на установке окон не нуждается в поиске заказчиков — их найдут фирмы.
Кроме того, для квалифицированных установщиков возможен побочный вид заработка — ремонт. И с каждым годом его объемы будут только расширяться. И дело здесь не только в исправлении брака. Пластиковый оконный блок практически вечен (если кувалдой не бить). А вот о стенах домов, в том числе и об оконных проемах, этого не скажешь. Поэтому блоки, установленные 10 и более лет назад, нуждаются хотя бы в профилактическом ремонте. И с каждым годом число окон, отслуживших этот срок, только увеличивается.
Немаловажным фактором является и сезонность. Не зря оконные фирмы предоставляют зимние скидки: большинство клиентов по-прежнему предпочитают менять окна весной и летом. Помимо бытовых есть и технологические соображения. Как бы ни старались установщики, зимой проем с наружной стороны будет влажным. А значит, летом, когда он высохнет, между окном и проемом может появиться коварная щель. Поэтому начало оконного сезона традиционно приходится на апрель. И решившему заняться установочным бизнесом предпринимателю самое время поторопиться.
Тяжело в учении
Чтобы создать свою бригаду установщиков, малому предпринимателю необходимо набрать четырех человек. Трое будут, собственно, установщиками, а о четвертом следует сказать особо — это замерщик.
Раскроем секрет: ваше окно только кажется вам прямоугольным. Если вглядеться в боковые стенки проема (косяки), то даже невооруженным глазом заметны утолщения, выемки и другие отклонения от идеально ровной поверхности. Раскроем и другой секрет. Пластиковый блок герметичен: в некоторых фирмах образцы изделий даже специально заливают водой и вращают перед изумленными клиентами. Однако им не говорят, что высокая тепло- и шумоизоляция пластикового окна связана не только с герметичностью самого блока, но и с тем, насколько плотно блок прилегает к оконному проему. А проем, как сказано выше, кривой.
Технология решила эту проблему. Раскроечный станок на заводе пластиковых окон представляет собой умнейшую машину. Это робот, оснащенный двумя компьютерами и способный учесть любую геометрию. На одном из подмосковных заводов гостям демонстрируют оконный блок, выполненный в виде… силуэта обнаженной женщины. Когда русские программисты станок налаживали и тестировали, они решили смеха ради ввести в него данные с подвернувшейся скульптуры. И станок не подкачал.
Подводит обычно человеческий фактор. Потому что к каждому окну умный станок не подтащишь, в него необходимо ввести данные. А предоставляет эти данные замерщик. На него и приходится львиная доля всех ошибок. Причем некоторые из них (например неверно взятую диагональ) потом исправить невозможно.
Квалифицированный замерщик на рынке труда стоит очень дорого. Даже в кризис зарплата 60—70 тыс. руб. в месяц для замерщика не предел. Плюс инструмент: линейкой здесь, понятное дело, не обойдешься. Необходим лазерный штангенциркуль и еще несколько инструментов, названия которых непрофессионал даже не выговорит. Впрочем, предпринимателю и не нужно учить их наизусть. Достаточно знать, что комплект профессионального инструмента для замерщика стоит около 60 тыс. руб.
Но наиболее неприятный момент даже не в деньгах, а в том, что обучить замерщика “с нуля” нереально. Установщик может достичь необходимой квалификации за 2—3 месяца, замерщику же нужно полгода обучения и еще полгода практики в качестве ученика. Вряд ли ваш бизнес будет столько ждать.
Впрочем, можно и подождать, если предприниматель не слишком жаден. Дело в том, что некоторые оконные фирмы предоставляют своих замерщиков. Особенно если ваша бригада создана недавно и зарекомендовать себя не успела. На самом деле этот замерщик тоже не числится в штате оконной фирмы. Просто он из другой, проверенной бригады.
Разумеется, с пришлым замерщиком придется поделиться: 3—5 тыс. руб. за выезд. Дороговато. Зато тот замерщик, которого вы в это время обучаете, сможет без отрыва от производства пройти практику под руководством мастера.
Следует также учесть, что первые 3 месяца заказов у вас будет мало. Оконная фирма будет вашу бригаду проверять. Для чего обязательно пошлет ваших установщиков на обучение. Здесь тонкий момент. Если вы приходите на оконную фирму и говорите, что хотите устроиться к ним на работу установщиком окон, то обучение будет скорее всего бесплатным. Предприниматель же должен прямо сказать, что у него есть бригада и он хотел бы, как это называется, “встать на заказы”. В таком случае обучение будет стоить в среднем по 25 тыс. руб. с носа за трехмесячные курсы. Да еще и зарплату — хотя бы по 10 тыс. руб. в месяц — людям в это время платить надо, иначе разбегутся. Итого 75+90=165 тыс. руб. Обучение замерщика — 50 тыс. руб. за полгода, зарплата во время обучения ему обычно не платится.
Еще для бизнеса пригодится автомобиль. Говорим “пригодится”, потому что он не является необходимым. Вы же окна устанавливать собираетесь, а не возить. Однако оконные фирмы предпочитают, чтобы доставку изделий со склада к заказчику осуществляли установочные бригады. Поэтому 10—15 тыс. руб. в месяц на наем автомобиля придется расходовать. Когда в результате увеличения потока заказов эта сумма возрастет до 20—30 тыс. руб., стоит задуматься о покупке собственного автомобиля. Подойдет “Газель” с большой — на четверых — кабиной и укороченным кузовом.
Итого расходы на вход в бизнес 275 тыс. руб. (обучение персонала и инструменты). На самом деле нужно еще учесть расходы на регистрацию предприятия. Очевидно, это будет ИП, а значит, 15 тыс. руб. Не забудем еще купить инструмент для установщиков — и получим, что начинать этот бизнес можно, имея в кармане 300—350 тыс. руб. То есть порог входа достаточно низкий.
Заработать репутацию
Теперь как эти расходы будут “отбиваться”. В сезон бригада обычно выполняет две установки в день. Деньги за установку оконная фирма берет с клиента вполне легально: 5—6 тыс. руб. + НДС. Ей выгодно оформлять эти деньги легально, потому что она спишет их на расходы и заплатит чуть меньший налог на прибыль. И поскольку ИП от НДС освобождены, то бригаде эти 5—6 тыс. руб. и достаются. Итого 10 ты.
Выходной у бригады один — понедельник (многие клиенты предпочитают назначать установку на традиционные выходные). Значит, в месяц получается 25 рабочих дней, а валовая выручка — около 250 тыс. руб. С этих денег предприниматель должен заплатить зарплаты установщикам (по 30 тыс. руб. каждому) и замерщику (60 тыс. руб.). Итого 150 тыс. руб. Еще нужно учесть расходы на автомобиль (20 тыс. руб.) и налог 13% от дохода — 32,5 тыс. руб. Итого чистая прибыль предпринимателя-установщика составляет около 50 тыс. руб. в месяц.
Но это в сезон, который длится 7 месяцев — с апреля по октябрь включительно. В остальные месяцы количество заказов резко падает: в худшем случае до 0,5 заказа в день. Это дает валовую выручку порядка 65 тыс. руб. в месяц. А зарплату людям сохранить надо. Они у вас работают, а не свою бригаду сколотили именно потому, что здесь и в “не сезон” зарплата. Конечно, ее можно сократить: скажем, установщикам по 25 тыс. руб., замерщику 40 тыс. руб. Получаем 115—120 тыс. руб. ежемесячных расходов, или по 50 тыс. руб. чистого убытку в “не сезон”. Вычтя этот убыток из полученной за сезон прибыли, увидим, что за первый год работы чистая прибыль составит всего 50 тыс. руб.
Казалось бы, из этого следует, что срок окупаемости бизнеса составит 6—7 лет. Однако это не так. Не учтен тот немаловажный фактор, что в первый год работы ваша бригада только зарабатывает себе авторитет установщика. Если предпринимателю удастся сохранить людей в “не сезон”, то уже со второй весны в него поверят. А это значит, что заказы начнут резко “вкуснеть”.
Например, если ваша бригада славится трезвостью и охотно работает по субботам-воскресеньям, то вскорости она станет получать на эти дни третий заказ. Кстати, клиенту, которому выезд установщика окон назначили на воскресенье 8 вечера, нужно не злиться, а радоваться: это проверенная бригада на третий заказ едет.
Далее — пластиковые окна ставят не только в квартирах, но и, например, в коттеджах. А это значит — выезд, то есть раскошеливайся, клиент! Не забудем также, что окна бывают разные. И за установку “тройного” окна в холле клиент, разумеется, платит больше, чем за установку окна в кухне. А в воле диспетчера оконной фирмы назначить большое окно именно вашей бригаде. Случаются также установки окон и на предприятиях. Это самый выгодный заказ, который только может быть. Но в этот бизнес молодую бригаду допустят в лучшем случае года через три.
В итоге уже на второй год работы предприниматель может спокойно кормить семью и решать бытовые проблемы на прибыль с бизнеса. Можно на этом остановиться, но есть и перспектива. Например, можно сколотить несколько бригад для разных городов. Или даже для разных оконных фирм.