Регистрация бизнеса
Все нюансы регистрации предприятия
Есть как минимум 5 причин, объясняющих, почему бизнес необходимо зарегистрировать:
- За незаконную предпринимательскую деятельность владельца предприятия ждут серьезные штрафы и уголовная ответственность.
- Серьезные деловые партнеры работают только с официально оформленными коммерческими структурами.
- Грамотные клиенты предпочитают иметь дело с организацией, предоставляющей договор и гарантии.
- Документальное заключение сделок позволит планировать бизнес-процессы, брать кредиты, требовать от деловых партнеров выполнения обязательств, защищать свои интересы в суде.
- Зарегистрированный бизнес поможет урегулировать отношения между партнерами, претендовать на гранты от зарубежных фондов, льготы и субсидии от государства.
Какая ответственность предусмотрена за незаконную предпринимательскую деятельность
За бизнес без регистрации в РФ предусмотрена серьезная ответственность. При первом «инциденте» предпринимателя оштрафуют на 10% от дохода (минимальная сумма штрафа - 20 тыс. рублей), а если будет доказано, что коммерция велась более 3-х месяцев, штраф вырастет до 20% (или 40 тыс. рублей). Кроме того, фискальная служба начислит налоги и пеню. При этом могут конфисковать товар и оборудование.
Как правило, наказание зависит от объема незаконно полученных доходов и от того, успел ли предприниматель подать документы на регистрацию в ФНС. В последнем случае санкции будут мягче. Уголовная ответственность наступает, если ущерб гражданам (другому предприятию, государству) превысит 1,5 млн. рублей.
Все шаги по регистрации бизнеса в форме ИП
Проще всего для ведения бизнеса получить статус ИП (индивидуального предпринимателя). Оформление ИП – это довольно простой процесс, можно пройти все шаги самому: «познакомиться» с Федеральной налоговой службой, уточнить на месте интересующие вопросы.
Чтобы подать бумаги для оформления ИП следует заполнить:
- заявление на регистрацию;
- заявление о применении УСН (упрощенной системы налогообложения) – 2 экз.;
- квитанцию о внесении госпошлины.
Далее весь пакет доставляют в отделение ФНС по месту своей регистрации (прописки). Обязательно возьмите паспорт и (на всякий случай) ИНН.
Законодательство России предоставляет возможность сдать документы лично или через посредника. Рассмотрим все пути оформления ИП.
Лично |
Принести заявление и оплаченную квитанцию в территориальную ИФНС (или в многофункциональный центр МФЦ), взять с собой оригинал паспорта. Реквизиты для оплаты лучше уточнить непосредственно в инспекции перед подачей документов, так как они могут измениться. |
Через представителя |
1. Выбрать уполномоченное лицо, на которое выдать доверенность. 2. Заверить у нотариуса копию паспорта и остальные документы. 3. Оплатить пошлину в Сбербанке (желательно произвести оплату от имени того человека, на кого оформляется бизнес). |
По почте |
Прежде чем довериться почтовой службе, необходимо весь пакет заверить нотариально. Затем документы присылают ценным письмом с описью вложения. |
Онлайн на сайте ФНС ( |
Чтобы подать документы в электронном виде, необходимо: - скачать программу формирования документов (это бесплатно); - получить сертификат ключа проверки электронной подписи и ключ, выданный удостоверяющим центром; - установить программу CryptoPro. |
Налоговая служба обязана зарегистрировать ИП в течение 3-х рабочих дней. На руки бизнесмен получает выписку из единого реестра ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет как плательщика налогов. Справку о применении УСН налоговой службой не выдается. Поэтому необходимо оставить себе второй экземпляр заявления, на котором будут стоять реквизиты фискального учреждения (штамп, подпись инспектора, дата).
Обратите внимание! Ранее налоговая отправляла сведения о новом предпринимателе в Пенсионный Фонд и ФСС (Фонд социального страхования). Из этих организаций приходили соответствующие извещения. С 1.01.2017 г. обязательства по сбору страховых взносов частично возложены на ФНС (внесены соответствующие изменения в налоговый кодекс).
Все этапы регистрации компании
Регистрация предприятия в форме ООО, АО, товарищества или под эгидой некоммерческой организации - процесс более трудоемкий. К заявлению и паспортам учредителей потребуется приложить пакет деловых бумаг. Если написан и согласован устав (главный и единственный учредительный документ), остальные этапы - обычно не представляют затруднений.
Порядок действий при регистрации юридического лица примерно такой же, как при оформлении ИП (то есть следует собрать документы, написать заявление, оплатить госпошлину). Но создание компании потребует проведения предварительной работы. В то время как от индивидуального предпринимателя не требуют ничего, кроме паспорта, при регистрации общества или товарищества придется предоставить целый пакет бумаг.
Схема создания коммерческой организации
1. Проводится собрание учредителей по вопросу создания компании (этот этап должен быть отражен в протоколе; желательно подписать его всем собравшимся). Если учредитель один, оформляется письменное решение о создании организации.
2. Между партнерами подписывается учредительный договор. Он необходим, если соучредителей несколько, но, по новому законодательству, его не нужно предоставлять в налоговую службу.
3. Составляется письменный устав, в котором отражены все аспекты деятельности компании.
4. Заполняется заявление на регистрацию.
5. Оплачивается пошлина (на 01.01.2017 - 4 000 рублей).
6. Пишется заявление на УСН (если это целесообразно).
Это интересно! Современная форма заявления рассчитана на машинную обработку данных. В связи с этим государственные органы требуют строго придерживаться правил заполнения. Значительно облегчают работу бесплатные сервисы, позволяющие сформировать полный пакет документов в электронном виде и заполнить его своими данными.
Этапы предварительной работы |
Требования |
Комментарии |
Решение о создании предприятия или протокол общего собрания |
Если учредитель один, он единолично принимает письменное решение о создании фирмы. Если партнеров несколько – оформляется протокол собрания. |
Регистрацию компании проводят в течение 3-х месяцев со дня проведения собрания.
|
Уставной капитал (УК) |
Минимальный размер УК – 10 000 рублей. Внести их можно только деньгами; если уставной капитал больше указанной суммы «излишек» разрешается вносить в виде ценного имущества. |
От того, какую долю внесет каждый компаньон в уставной капитал, зависит часть его собственности в компании и доля в распределении будущей прибыли. |
Юридический адрес |
Для подтверждения юридического адреса заявители должны предоставить в ФНС гарантийное письмо. В нем арендодатель подтверждает, что предоставит помещение регистрируемому предприятию. |
Хотя в Жилищном Кодексе РФ указано, что коммерческую деятельность запрещено проводить в жилом помещении, иногда ООО (или другую организацию) регистрируют на домашний адрес одного из соучредителей. При этом владелец квартиры или дома должен предоставить свидетельство о праве собственности на жилое помещение и согласие других собственников. Однако это норма спорная, и ФНС может отказать в регистрации по домашнему адресу. |
Устав |
При создании организации важно зафиксировать документально свод правил, по которым будет работать компания. Этот свод правил называют уставом. |
Устав – единственный учредительный документ, требуемый законодательством. В нем оговариваются все вопросы, связанные с деятельностью компании (создание и управление, руководящие органы, смена собственника, порядок ликвидации). |
Как и в случае с ИП, документы можно принести лично, прислать по почте, передать с доверенным лицом или принести в многофункциональный центр (МФЦ). А также зарегистрировать компанию в режиме онлайн (но для этого понадобится электронная подпись).
В Москве документы принимают от заявителя только при личном посещении. Но именно в столице начал работу новый сервис по оформлению бизнеса - через DHL Express и Pony Express (ФНС заключила с ними соглашение о доставке документов в обе стороны).
Важно! Если в регистрационных бумагах будут обнаружены ошибки и/или противоречия с действующим законодательством, предприятие не зарегистрируют и деньги не вернут.
Итак, для регистрации бизнеса в форме юридического лица необходимо:
- заявление – в 2 экз.;
- устав – в 2 экз.;
- гарантийное письмо от собственника нежилого помещения;
- заверенные копии паспортов и подписи тех учредителей, которые не смогут присутствовать лично;
- квитанция о внесении госпошлины.
Есть нюанс. В современном законодательстве отсутствует требование об обязательной прошивке многостраничных документов. По старинке их скрепляют или прошивают – так удобнее самим заявителям.
Важно! Соучредители ставят подписи в присутствии инспектора налоговой службы или нотариуса.
Как и когда открыть расчетный счет
Расчетный счет открывается в любом банке после завершения регистрации. Финансовому учреждению необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ, справку из Росстата и некоторые другие документы по запросу. Об открытии счета следует уведомить налоговую, Пенсионный Фонд, ФСС. За несвоевременное сообщение - штраф 5 000 рублей.
Из-за каких ошибок чаще отказывают в регистрации
- неправильно заполнено заявление;
- неправильно указаны реквизиты в платежном документе;
- неправильно составлено (или не предоставлено) гарантийное письмо от арендодателя;
- на представленный юридический адрес оформлено множество предприятий;
- представлен неполный пакет документов (нет 2-го экземпляра устава, отсутствует протокол собрания).
Что учредители получают на руки после регистрации организации
- лист записи из единого реестра ЕГРЮЛ;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- один из двух экземпляров устава с пометкой налоговой службы.
Регистрация бизнеса в вопросах и ответах
1. Может ли один человек зарегистрировать несколько ИП? |
Нет. |
2. Нужен ли ИП юридический адрес
|
Нет. ИП «привязан» к своему домашнему адресу. Но предприниматель может снять офис и сообщать его координаты своим деловым партнерам. |
3. Нужны ли ИП печать и расчетный счет в банке? |
По сути ИП может работать без печати и банковского счета. На практике работать с ними удобнее. |
4. Может ли нерезидент зарегистрировать фирму в России? |
Может. |
5. Кто именно подает документы? |
В налоговый орган могут прийти все учредители (каждый из них должен подписать заявление 11001). Если кто-то из компаньонов отсутствует, его подпись предварительно подтверждает нотариус. |
6. В каком территориальном подразделении ФНС происходит регистрация компании? |
По принадлежности юридического адреса. |
7. Как правильно выбрать ОКВЭД
|
Чтобы правильно выбрать вид деятельности в новом классификаторе ОКВЭД-2, пользуются принципом «от общего к частному» - ищут подходящий раздел, затем класс, внутри класса выбирают подкласс и код. В заявлении требуется указать именно код (не раздел и не класс!), он состоит из 4-х цифр, разделенных точкой. Предприниматель может выбрать несколько видов деятельности (один – основной, другие – «про запас»). Ограничений на выбор видов деятельности нет. В дальнейшем код можно изменить/добавить/удалить; правда, эта процедура не бесплатная. |
8. Обязательно ли прописывать виды экономической деятельности в уставе? |
Нет, не обязательно. |
9. Зачем подписывать учредительный договор, если он не входит в список обязательных документов? |
В договоре фиксируются права всех партнеров, так как в устав сведения об учредителях можно не включать. В случае передачи (продажи) части бизнеса именно учредительный договор подтвердит права конкретного лица. |
10. Можно ли предоставить договор аренды вместо гарантийного письма? |
Договор аренды заключается с юридическим лицом. Поскольку оно еще не создано, договора аренды быть не может; его заменяет гарантийное письмо. Если договор заключен с одним из соучредителей как с физическим лицом, для налоговой он не действителен, так как соглашение заключается между арендодателем и новой организацией (то есть между двумя юридическими лицами). |
11. Могут ли повторяться названия организаций? |
Да, так как идентификация предприятия производится по ИНН, а не по названию. Но закон накладывает ограничения на использование слов «российский», «Российская Федерация». Также запрещено включать официальные наименования государственных органов и иностранных государств. |
Подведем итоги
Современное законодательство предоставляет определенную свободу в выборе форм ведения бизнеса и способов его регистрации. Если провести предварительную работу, ознакомиться лично с соответствующими статьями Налогового и Гражданского кодексов, процесс регистрации бизнеса станет простым и понятным. Поскольку в региональных фискальных службах есть свои специфические требования, лучше обратиться к ним за разъяснениями заранее.
Это интересно! Описанную процедуру регистрации компании можно не проходить, если приобрести готовый бизнес (актуально только для юридического лица). Потребуется внести изменения в учредительные документы и заплатить пошлину 800 рублей за фиксацию этих изменений в налоговой службе.