Выбор организационно-правовой формы
В какой форме зарегистрировать свой бизнес: детальная информация для принятия решения
Для того, чтобы работать в правовом поле, заключать договоры, принимать от клиентов оплату на банковский счет, а также претендовать на льготы от государства, бизнес необходимо зарегистрировать. Традиционно «мелкий» бизнес (парикмахерскую, торговый киоск, станцию СТО, интернет-магазин) регистрируют как ИП, производственную компанию - как ООО, АО, товарищество, кооператив.
Начинающему бизнесмену получить статус ИП (индивидуального предпринимателя) проще и выгоднее, так как этот статус предусматривает больше льготных схем налогообложения, а в некоторых случаях ИП может работать 2 года по нулевой налоговой ставке. Для регистрации не нужен устав и уставной капитал, ИП может работать в жилом помещении (чего лишено общество). Регистрация индивидуального предприятия занимает 3 рабочих дня, ООО – может растянуться на месяц. ИП не только просто открыть, но и закрыть.
ИП – в чем преимущества для начинающего бизнесмена
Индивидуальное предпринимательство (ИП) иногда называют лицензией на бизнес. Становясь индивидуальным предпринимателем, человек получает право на коммерческую деятельность, но она имеет ограничения (нельзя получать большой доход, нанимать много сотрудников, создавать филиалы). В обмен на эти ограничения государство предоставляет предпринимателю право вести документацию по упрощенным схемам, платить меньше налогов. По сути ИП – это вид самозанятости, когда человек сам обеспечивает себя работой.
Когда отдают предпочтение ИП:
- для бизнеса с небольшим оборотом и умеренным количеством сотрудников;
- если нет желания расширяться и создавать филиалы;
- для единоличного управления предприятием.
Важно! Физическое лицо может создать только одно ИП, но может быть участником нескольких ООО.
ООО – наиболее популярная форма ведения бизнеса
Создание общества с ограниченной ответственностью потребует проведения комплексной работы. Для открытия предприятия в форме ООО необходимо найти уставной капитал (не менее 10 тысяч рублей), нежилое помещение для работы (юридический адрес) и написать устав (свод правил, по которым будет работать компания.). В отличие от ИП, ООО – юридическое лицо: его деятельность отграничена от частной жизни его создателей.
В каких случаях целесообразно выбирать ООО:
- если планируется работать с крупными контрагентами (к юридическому лицу больше доверия);
- если есть намерение получать в год более 150 млн. рублей и нанимать больше 100 сотрудников;
- для тех, кто собирается заниматься производством и продажей алкоголя, туризмом, коммерческими займами;
- в том случае, если соучредителей несколько.
Традиционно начинающий предприниматель выбирает форму ИП, опытный – ООО. Важное отличие двух форм: при наличии долгов индивидуальный предприниматель несет за них ответственность своим личным имуществом (автомобилем, квартирой, домом и т. п.). Существует и такая форма, как ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
Важно! В 2009 году вступили в силу законодательные изменения, благодаря им была расширена ответственность соучредителей ООО. Руководящие лица или учредители теперь могут привлекаться к ответственности по взятым обязательствам. Таким образом, если установят через суд, что компания стала банкротом по вине руководящих лиц, долги ООО взыщут в полном объеме, в том числе с привлечением личного имущества.
Сравнительная характеристика ИП и ООО
|
ИП |
ООО |
Уставной капитал |
Не нужен |
Нужен |
Отчетность |
Простая (можно обойтись своими силами) |
Сложная (требуется профессиональный бухгалтер, иногда – целый отдел) |
Ответственность |
Отвечает за долги своим личным имуществом |
Отвечает перед кредиторами имуществом на балансе организации (или личными средствами соучредителей, если их признают ответчиками через суд) |
Налоги |
Делает фиксированные отчисления, предусмотренные законом, даже при отсутствии дохода |
В случае нарушений законодательства заплатит большие штрафы, так как у юридического лица больше мера отвественности |
Ограничения |
Ограничен выбор деловых партнеров (не все соглашаются работать с ИП) и видов бизнеса (например, ИП нельзя заниматься продажей алкоголя, кредитными операциями, туристическим бизнесом) |
Ограничено в распоряжении имуществом и уставным капиталом |
Отношения собственности |
У бизнеса 1 владелец. Невозможно зарегистрировать партнерские отношения. Также невозможно формально продать (передать) бизнес другому лицу. |
Гибкая система оформления партнерских отношений: доля в бизнесе фиксируется пропорционально вкладу, который сделал каждый из создателей компании. Можно продать свою часть бизнеса, привлечь новых партнеров и т. д. |
Наемный персонал |
Может работать без сотрудников |
Предполагает наличие наемного персонала |
Учет кассовых операций |
Обязателен, но есть исключения |
Обязателен |
Процедура ликвидации |
Простая |
Сложная |
Акционерное общество – для масштабного бизнеса
Если возникает необходимость привлечь большое количество соучредителей, организуют акционерное общество (АО). В таком случае уставный капитал составляется из мелких взносов большого числа людей, которые обменивают денежные средства на ценные бумаги, именуемые акциями. Человек, приобретающий акции, принимает участие в финансировании предприятия, а взамен получает часть прибыли.
Это интересно. Если общество свободно продает акции всем желающим, оно называется открытым (ОАО). Если ценные бумаги распределяются внутри строго ограниченного круга, говорят о закрытом обществе (ЗАО). В России подавляющее большинство АО имеют консолидированный пакет акций.
Стоит ли говорить о том, что АО имеет более сложную организацию, чем ООО. Однако именно эта организационно-правовая форма позволяет привлечь к финансированию бизнеса неограниченное число инвесторов. Теоретически каждый акционер имеет право влиять на принятие решений, на практике судьбы предприятия вершат крупные держатели акций. АО – это выбор крупного бизнеса, которому необходимы солидные инвестиции: крупноформатные торговые, транспортные компании, банки выбирают формат АО.
Акционерному обществу требуется солидных штат бухгалтеров и юристов, так как работа с большим количеством учредителей имеет свои нюансы. АО обязано:
- вести реестр акционеров;
- публиковать отчетность в общем доступе;
- регистрировать выпуски акций в Федеральной службой по финансовым рынкам.
Это интересно. Распределение дивидентов, полученных соучредителями от коммерческого предприятия, облагается налогом 13%.
Товарищества, производственные кооперативы
Иногда для создания коммерческого предприятия люди объединяются в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное). Оно создается на основании Учредительного договора, который подписывают все участники. Роль уставного капитала выполняет складской капитал, формируемый из взносов участников (его размер не регламентирован). В товарищество могут вступить как отдельные лица, так и коммерческие организации. Управленческие решения, как правило, принимаются большинством голосов.
Важно. Такая форма, как товарищество, помогает сохранить высокую степень личной заинтересованности каждого участника в успехе коммерческого предприятия.
Для подобной организационно-правовой формы существует разновидность – товарищество на вере (коммандитное). В таком случае предпринимательством занимается только часть участников (они же и отвечают за долги своим имуществом), остальные – лишь вносят вклады в складской капитал и не принимают участия в деятельности предприятия.
Сравнительная характеристика ООО и товарищества
|
ООО |
Товарищество |
Капитал |
уставный |
складской |
Размер |
не менее 10 тыс. руб. |
не регламентирован |
Основной документ |
устав |
учредительный договор |
Ответственность за долги |
ограниченная |
полная |
Обязаны ли участники принимать участие в деятельности предприятия |
нет |
да |
Родственной формой товарищества является производственный кооператив – добровольное объединение граждан для предпринимательской деятельности; эта форма хорошо зарекомендовала себя в сельском хозяйстве. В кооперативе имущество делится на паи его членов, а прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием каждого в общем деле.
Выбор организационно-правовой формы для партнерских отношений
Иногда бизнес создают вдвоем или втроем. Как в таких случаях оформить предприятие? Форма ИП здесь не подойдет, необходимо создавать ООО, товарищество или кооператив. Только такая организационно-правовая форма способна учесть интересы всех партнеров-соучредителей, предоставить им равные права.
Когда владельцев бизнеса несколько, это создает проблемы в управлении коммерческим предприятием. Для того, чтобы избежать разногласий, желательно научиться договариваться еще на этапе планирования и правильно расставить приоритеты. Кто-то идет в бизнес «ради идеи» и собирается всю полученную прибыль вкладывать в расширение дела, кто-то – ради денег и рассчитывает на ежегодные дивиденды. Договориться о разделе сфер влияния нужно заранее.
Бывает так, что один партнер вкладывает в бизнес деньги, другой – идеи, третий – обеспечивает техническое сопровождение. Как в таком случае соблюсти интересы каждого? Лучший вариант – выразить долю участия каждого партнера в денежном эквиваленте. Сколько стоит программное обеспечение, разработка логотипа, написание бизнес-плана – любая работа имеет денежное выражение. В идеальном варианте все соучредители вносят в предприятие равные доли (25, 33 или 50%).
Иногда 2 партнера выбирают для бизнеса форму ИП (чтобы снизить налоги и упростить отчетность). В таком случае один из партнеров – оформляет предприятие «на себя» и становится его юридическим владельцем. А второй человек – может занять место заместителя, управляющего и т.д. Но он не несет юридической ответственности за бизнес и не сможет повлиять на него в случае разногласий.
Многие эксперты советуют управлять бизнесом единолично – это поможет избежать многих проблем. Если же это невозможно, следует детально обговорить с партнерами все вопросы. Чего человек ждет от бизнеса, что он готов вкладывать в него? За чей счет будут покрываться убытки, если дело не пойдет успешно? Следует предусмотреть варианты раздела и/или прекращения деятельности.
Хорошо складывается бизнес у тех партнеров, которые дополняют друг друга: один – умеет продавать и завлекать клиентов, другой – разбирается в бухгалтерских и юридических вопросах, третий – наладит продвижение в Интернете. Если у каждого будет определенная сфера деятельности, в которую не вмешиваются остальные, больше шансов сделать предприятие гармоничным и успешным.
Коммерческое предприятие работает по экономическим законам. Поэтому дружбу, родственные связи лучше оставить за порогом бизнеса. Каждый должен знать меру своего участия, права и обязанности. Чем более детально они прописаны, тем меньше проблем возникнет в будущем. При этом важно понимать, что самый «правильный» договор не спасет бизнес, если между совладельцами не будет согласия. В худшем случае дело будет рассматриваться несколько лет в суде.
Некоммерческие организации (НКО)
Иногда бизнес осуществляется в рамках некоммерческой организации. Профсоюзы, благотворительные фонды, общественные и религиозные объединения - имеют право вести бизнес по льготным схемам налогообложения при условии, что прибыль от коммерческого предприятия направляется на выполнение задач, записанных в уставе организации.
Подведем итоги
Самыми распространенными организационно-правовыми формами для коммерческого предприятия в России являются ИП и ООО. ИП предназначено для индивидуального ведения бизнеса, остальные формы хозяйствования – для коллективного. Условно можно сказать, что ИП выбирают для «мелкого» бизнеса, ООО – для среднего, АО – для крупного. Производственные кооперативы больше востребованы в сельском хозяйстве.