Большинство российских производственных и торговых предприятий используют электроэнергию чудовищно неэффективно
На одном из ритейл-форумов из уст руководителя крупной российской торговой сети прозвучала фраза: «Люмен (имеются в виду люминесцентные лампы) наше все. Они дешевы, а значит эффективны». Завязалась бурная дискуссия, ибо на мероприятии присутствовали и ритейлеры, которые уже начали модернизировать системы освещения в своих торговых объектах, заменяя устаревшие лампы на современные, светодиодные. Прогрессивные коллеги довольно быстро смогли убедить автора фразы в обратном.
Аргументы были просты: невысокие первоначальные инвестиции в люминесцентное освещение сторицей перекрываются последующими тратами на обслуживание, замену ламп и утилизацию.
Один факт – люминесцентные лампы только 20% электроэнергии преобразуют в свет, 80% – это выделяемое ими бесполезное тепло. У ламп накаливания и газоразрядных КПД и того меньше – 5-7%. И если речь идет о торговом зале или складе, то бороться с излишней тепловой энергией приходится усиленным кондиционированием помещений. Неприятно и то, что люминесцентные лампы содержат ртуть, и их необходимо утилизировать, а это дополнительные затраты. Да и опасность загрязнения интерьера парами ртути, в том случае, если лампа разобьется, вполне реальна. Безусловно, относительная дешевизна ламп – это плюс, пожалуй, единственный.
«Но по законам математики минус, помноженный на плюс, все равно получится минус, – считает генеральный директор компании-производителя светодиодных систем освещения
Срок окупаемости проектов по внедрению систем светодиодного освещения в среднем полтора года. Как пример: ENERCOM выиграл тендер на поставку светодиодных ламп для питерского гипермаркета «Эльдорадо» (хотя первоначально тендер был ориентирован на люминесцентные лампы). Освещение для данного магазина изначально было запроектировано под люминесцентные лампы, и мы запланированное количество ламп не могли уменьшить. Но и тот результат, которого удалось добиться, впечатляет. «Эльдорадо» получил серьезную экономию электроэнергии (против запланированного потребления люминесцентными лампами на уровне 33,9 кВт/ч, светодиодные лампы ENERCOM снизили уровень потребления электроэнергии до 16, 3 кВт/ч – в 2,5 раза). Окупится данный проект через 22 месяца. А если бы ENERCOM был привлечен к проекту еще на стадии проектирования, то мы смогли бы предложить более мощные светодиодные светильники, и их понадобилось бы меньшее количество при том же уровне освещенности, срок окупаемости мог бы быть и того меньше».
Безусловно, светодиодные лампы дороже других видов ламп, поскольку в производстве светодиодов используется дорогостоящее оборудование. Сырьём для производства светодиодов являются чистые газы, содержащие галлий, индий, азот и сапфировые подложки – недешёвые, надо заметить. Именно благодаря экологичности светодиодных светильников для предприятий пищевой индустрии они вообще не заменимы. А для предприятий, занимающихся производством и переработкой эко-продуктов, абсолютно безопасное светодиодное освещение становится еще и элементом, помогающим позиционированию предприятий. Минимальное тепловое излучение от ламп направленного света позволяет товарам группы фреш, представленным на витринах в магазинах, дольше сохранять товарный вид. Генеральный директор компании ENERCOM отмечает, что львиную долю в числе заказчиков компании занимают именно пищевые перерабатывающие предприятия и ведущие ритейл-компании России.
Умный свет
Для торговых сетей свет – это мощный инструмент эмоционального воздействия на потребителей, способный увеличить продажи до 30%. Компания ENERCOM провела эксперимент – в одном из продуктовых магазинов в отделе овощи-фрукты установили дополнительный 10 Bт трековый светильник NR-SPT-10 с яркостью светового потока в 975 Лм. Вначале с помощью этого светильника в течение недели подсвечивали полку с мандаринами, в течение следующей недели, передвинув светильник, подсвечивали расположенные рядом лимоны. Результаты показали, что при дополнительной подсветке продажи вначале мандаринов, а затем лимонов увеличивались почти на 30%. К тому же, светодиодные системы освещения ENERCOM обладают высокими показателями цветопередачи (Ra>80): продукты питания выглядят аппетитнее, а покупатель приобретает товар именно того оттенка, который хотел. А сам трековый светильник очень удобен в использовании, его особенность в том, что крепится он на специальном рельсе (треке), что позволяет передвигать его и направлять световой поток куда необходимо. Трековые светильники отлично работают, когда необходимо акцентировать подсветку на участках с распродажами и рекламными акциями.
Светодиодная технология позволяет создавать управляемые светильники – светильники с автоматическим датчиком движения и освещенности, с регулятором электрической мощности и реле времени, обеспечивающие дополнительную экономию электроэнергии на уровне 30-50%. В отличие от люминесцентных ламп в светодиодных светильниках ENERCOM отсутствует пульсация. Кроме того, они практически нечувствительны к перепадам напряжения в сети. Светодиодные светильники одинаково стабильно работают, как в торговых залах, офисах, так и в холодильных камерах – диапазон рабочих температур (от -40 до +50°С).
«Системы светодиодного освещения ENERCOM используются как в помещениях (дома, офисы, магазины, гостиницы, промышленные предприятия и государственные учреждения), так и в наружном освещении (уличное освещение, жилые комплексы и спортивные сооружения), – рассказывает Дмитрий Стрельцов. – Наш основной клиент – не госструктуры, а коммерческие предприятия. Поэтому мы нацелены не на то, как правильно «распилить» бюджет госзаказа, а на выпуск конкурентоспособной продукции и на эффективные продажи. В идеале наш клиент должен реально ощутить, что с переходом на светодиодные системы освещения ENERCOM он избавился от головной боли: больше нет проблем с утилизацией ртутьсодержащих ламп, с отсутствием энергетических мощностей, нет затрат на замену ламп, нет проблем с плохой освещенностью. А есть только огромная экономия и послепродажный сервис, который берет на себя
24/10/2011