Автоперевозки: выход из "вмененного" тупика
«Вмененка» никогда не считалась льготной системой налогообложения. Вводили этот спецрежим лишь потому, что доходы отдельных видов деятельности налоговикам просто не под силу проконтролировать.
Больше всего «повезло» компаниям, которые занимаются
Простые условия
Воспользоваться «вмененкой» при перевозках может не каждый, для этого должны выполняться следующие условия:
– ЕНВД на автоперевозки должен быть введен местными властями;
– у предпринимателя, решившего заняться данным видом деятельности, количество машин не должно превышать 20 единиц.
О каких-нибудь дополнительных условиях, кроме перечисленных выше, для осуществления автоперевозок речи быть не может. Таким образом, на этот вид коммерции не влияет: характер перевозки (то есть не имеет значения, осуществляется перевозка в пределах населенного пункта, междугородняя или международная). Так же не важно, на чем специализируется фирма-перевозчик: на перевозках грузов, людей, или занимается смешанными перевозками (людей и грузов).
Территория ведения бизнеса
Организации и предприниматели, деятельность которых подпадает под режим ЕНВД, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности не позднее пяти дней с момента начала ведения бизнеса (ст. 346.28 НК). Однако в связи с тем, что «вмененный» налог перешел из категории региональных в разряд местных, с регистрацией в инспекции у многих появились проблемы.
Так, до 2006 года фирме, уже стоявшей на учете в одной из инспекций региона, в котором введен ЕНВД, не надо было дополнительно регистрироваться в налоговой другого города. В настоящее время ситуация изменилась, поскольку каждый из городов считается отдельным муниципальным образованием и имеет разные бюджеты, в которые необходимо перечислять ЕНВД.
Тогда в какой именно налоговой фирма должна зарегистрироваться, если ее транспорт «катается» из одного города в другой? Логично предположить, что местом ведения деятельности будет считаться та территория, где находится сама компания. Такой же точки зрения придерживается и Минфин (письмо от 28 сентября 2006 г. № 03-11-04/3/424). Следовательно, районом ведения бизнеса является то место, где зарегистрированы транспортные средства. Ведь фирма обязана поставить на учет автомашины в том округе, где зарегистрирована сама, поясняют эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера». Причем если маршрут грузоперевозки пролегает по территориям, в которых также введена «вмененка», становиться на учет в «чужих» инспекциях организация не должна.
Важно отметить, что если фирма занимается какой-либо деятельностью и решает в дополнение к основному делу заняться автоперевозками, в этом случае ей нет необходимости повторно регистрироваться в той инспекции, где она состоит на учете, в связи с уплатой ЕНВД (письмо Минфина от 16 февраля 2006 г. № 03-11-02/41).
Нет – налогу на прибыль
Если фирма параллельно занимается другими видами бизнеса, которые не относятся к ЕНВД, значит с доходов, полученных от «не вмененной» деятельности, она должна уплачивать все налоги. Однако в том случае, когда компания специализируется только на автоперевозках и получает внереализационный доход, обязанности уплачивать налог на прибыль у фирмы не возникает (письмо Минфина от 22 сентября 2006 г. № 03-11-04/3/419).
Пример
ЗАО «Легкие крылья» занимается только одним видом деятельности – автоперевозками пассажиров. Фирма имеет 19 легковых машин.
С 2006 года в городском округе, на территории которого компания осуществляет свою деятельность, введен ЕНВД. Поскольку деятельность по автоперевозкам подпадает под действие «вмененного» налога, фирма должна платить ЕНВД.
В сентябре 2006 года компания получила от физического лица легковой автомобиль в безвозмездное пользование. То есть в октябре у фирмы возник внереализационный доход. Однако налог на прибыль в этом случае фирма платить не должна.