Издержки от порчи товара можно будет списать
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Министерство финансов РФ работают над методикой, которая позволит снизить налогооблагаемую базу налога на прибыль на процент товарных потерь.
Напомним, согласно действующему законодательству, расходы на приобретение товара, который впоследствии испортился и был списан, не вычитаются из налогооблагаемой базы налога на прибыль (20%).
По подсчетам ритейлеров, на товарные потери приходится до 2% от годовой выручки, половину из них составляют кражи. То есть, исходя из данных Росстата об обороте сетей, их убытки оцениваются в 190 миллиардов рублей в год. И вот в течение ближайшего месяца в комитет по бюджету и налогам Госдумы будут представлены (на выбор) две методики расчета предельно допустимых сумм, с которых не придется платить налог на прибыль. В их подготовке, помимо АКОРТ и Минфина, принимают участие четыре аудиторские компании – Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Deloitte. Предполагается внести поправки в 25-ю главу Налогового кодекса. По информации «Коммерсанта», предлагаемые методики позволят выносить за рамки налогооблагаемой базы от 1% до 10% выручки. Первая из методик подразумевает фиксированный процент от выручки, который можно будет выносить за рамки налогооблагаемой базы. Списываемая сумма будет устанавливаться для каждой категории товаров. Например, для кондитерских изделий, йогуртов, мясной, рыбной и полиграфической продукции этот показатель может составить до 10% от объема продаж, а для бакалеи – 1–2%. Другой вариант разрешает относить на долю краж до 1% от общей выручки за отчетный период. Одобренную методику предложено распространить и на непродуктовую розницу. Ритейлеры уже несколько лет добиваются права списывать расходы на приобретение испорченного товара как себестоимость. - Пока торговые сети вынуждены в полном объеме брать на себя издержки, связанные с утратой или повреждением, порчей товаров, - говорит исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский. - При этом из-за несовершенства налогового законодательства ритейлерам приходится оплачивать данные издержки из чистой прибыли. Минфин же до сих пор выступал против списания товаров без подтверждения, чтобы сети не злоупотребляли этим: «Расходы на украденные товары могут быть учтены, а налогооблагаемая сумма скорректирована только при условии, что факт и объем кражи подтвердит милиция». И вот Минфин предложил прописать участие аудиторов в процедуре списания для подтверждения обоснованности списанных сумм. То есть точки соприкосновения позиций сетей и Минфина найдены. Внедрение методики списания позволит ритейлерам более детально в своей отчетности раскрывать информацию о потерях, что также может вылиться в систему внутреннего контроля запасов сетей. Кстати, подобную систему документального оформления товарных потерь уже внедрил «Ашан», в 2011 году. Компания разработала процедуру и критерии списания товара, расширила функционал своей IT-системы, которая позволяет регистрировать списание товара и автоматически составляет соответствующие акты. По информации «Ведомостей», такой акт об уничтожении подписывает комиссия из трех человек, лично присутствующих на процедуре, после чего продукты прессуют и передают компании-переработчику отходов. С этой системой в случае претензий налоговиков (доначислений налогов) ритейлер может доказать в суде, что товар был списан правомерно. Правда, система создает доказательную базу только по потерям, связанным с боем, порчей упаковки и истечением срока годности товара. Недостачи товара из-за краж или ошибок персонала не учитываются. |