Как проверить своего бухгалтера: инструкция по применению
Бухгалтерским учетом – одной из важнейших функций в деятельности компании – генеральный директор обычно не интересуется, т.к. - noblesse oblige! – большую часть времени занят развитием компании и не видит необходимости вникать в похожие на дебри тонкости российского законодательства. К сожалению, иногда неэтичные специалисты финансового цеха пользуются этой ситуацией: остапы бендеры от бухгалтерии сдают отчетность, совершенно не отражающую суть дел в компании; не сдают ее вообще; начисляют в разы больше налогов (для подстраховки) или выписывают себе пятнадцатую зарплату, рассчитывая на то, что генеральный директор этого не заметит. И ведь в большинстве случаев и не замечает! До первой проверки… До первых штрафов… До первых подозрений, скандалов и стрессов.
Пошаговая инструкция для проведения выборочной проверки учета основных средств
- Определить, учет каких основных средств и за какой период нужно проверить.
- Взять бухгалтерские документы: карточки учета основных средств, акт ввода объекта ОС в эксплуатацию, амортизационную ведомость у бухгалтера.
- Проверить грамотность начисления амортизации (в случае, если нормы начисления амортизации завышены, полная стоимость основных средств будет списана раньше нормативного срока службы). Для этого нужно узнать нормы начисления на проверяемый объект (% от полной стоимости объекта основных средств в год), рассчитать норму за месяц или квартал и сравнить данные с данными в ведомости начисления износа.
Если превышение норм начисления и списания амортизации обнаружат налоговые органы, то это повлечет за собой серьезные финансовые санкции, т.к. суммы начисленной амортизации списываются на затраты предприятия, таким образом уменьшая налогооблагаемую прибыль.
- После проверки амортизационных отчислений следует взглянуть на остаточную стоимость проверяемых основных средств. Если стоимость одного из объектов в скором времени будет полностью списана, следует лично проверить состояние этого объекта.
- Затем следует проверить наличие всех проверяемых основных средств, сверяя их с их инвентарными номерами (вполне возможно, что один из объектов основных средств, например, принтер, мог быть заменен на более старый, поэтому стоит обратить внимание и на инвентарный номер, и на марку, и на дату изготовления).
- Необходимо проверить все документы, относящиеся к ремонту и техническому обслуживанию объектов основных средств, и узнать, каким образом списывались затраты на ремонт. Затем можно сверить стоимость ремонта объекта основных средств компании с аналогичной стоимостью ремонта на рынке.
Пошаговая инструкция для проведения тематической проверки учета товарно-материальных ценностей
- Определить, учет каких товарно-материальных ценностей необходимо проверить (к примеру, товарно-материальных ценностей, предназначенных для изготовления определенного изделия).
- Потребовать в бухгалтерии соответствующие документы за проверяемый период: договоры с поставщиками, первичные документы (накладные и акты на списание), копии складских ордеров, ведомость движения и остатков по проверяемым товарно-материальным ценностям за проверяемый период.
- Ознакомиться с условиями договоров на поставку товарно-материальных ценностей. Далее необходимо сверить данные копий складских ордеров с данными первичных документов и ведомости движения и остатков товарно-материальных ценностей.
- После проверки копий складских ордеров, первичных документов и ведомости нужно пойти на склад, взяв документы с собой. Нужно пересчитать реальные остатки проверяемых товарно-материальных ценностей и сверить их с учетными данными.
Пошаговая инструкция для проведения полной инвентаризации товарно-материальных ценностей
Проведение инвентаризации необходимо:
- При смене материально-ответственных лиц
- По окончании календарного года
- После обнаружения кражи
- После случившихся форс-мажорных обстоятельств
- При наличии соответствующих оснований
- Перед проведением полной инвентаризации руководитель должен издать соответствующий приказ по предприятию; также необходимо создать инвентаризационную комиссию, состав которой отражается в приказе о проведении инвентаризации.
- Напомнить бухгалтеру о том, чтобы он подготовил инвентаризационную ведомость, в которой, помимо всего прочего, должен быть указан полный перечень номенклатуры.
- Предупредить заведующего складом, чтобы в день проведения инвентаризации не производился прием или отпуск товарно-материальных ценностей со склада.
- В процессе инвентаризации сверить остатки товарно-материальных ценностей, числящихся по данным бухгалтерского учета, с фактическими остатками. При обнаружении излишков или недостач необходимо составить соответствующий акт, а также взять письменные объяснения с материально-ответственных лиц.
- Провести сверку складских ордеров с первичными документами и бухгалтерской ведомостью движения и остатков товарно-материальных ценностей по тем позициям, по которым обнаружен излишек или недостача.