Как «уйти» от налога на имущество?
Многие компании, приобретая или возводя своими силами какую-либо недвижимость, до недавнего времени имели неплохую возможность сэкономить на налоге на имущество.
Для этого нужно было лишь оттянуть момент госрегистрации объекта – и все шито-крыто. Однако, как известно, Минфин решил прикрыть эту «лавочку», признав такую оптимизацию порочной. Теперь бухгалтерам остается лишь искать пробелы в разъяснениях финансистов. Благо они все-таки есть.
Только если объект учтен на балансе в качестве основного средства, он может подпадать под обложение налогом на имущество. При этом должен соблюдаться установленный порядок ведения бухучета. В данном случае следует руководствоваться следующими нормативными актами:
– Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н);
– Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н);
– ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).
Момент истины
Для того чтобы компания могла принять к бухгалтерскому учету активы в качестве ОС, единовременно должны выполняться следующие условия (п. 4, 5 ПБУ 6/01; п. 2,3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств):
– объект должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
– актив предполагается использовать в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев, или на протяжении обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– организация не должна планировать последующую перепродажу данных активов;
– объект способен приносить фирме экономическую выгоду (доход) в будущем.
Если рассматривать конкретно объекты недвижимости, то тут есть некоторые особенности. Так, затраты на их приобретение или сооружение до оформления госрегистрации необходимо учитывать в составе незавершенных капитальных вложений – на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Однако согласно пункту 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств подобные активы можно принять к учету в качестве ОС в случае, если они фактически эксплуатируются, но с условием, что капвложения завершены, соответствующая «первичка» по приемке-передаче оформлена, а документы на государственную регистрацию уже переданы.
Таким образом, отнесение к основным средствам недвижимого имущества допускается либо после ввода его в эксплуатацию, либо на момент госрегистрации. Выбрать один из способов учета – прерогатива главбуха.
Говоря о включении объекта в базу по налогу на имущество, стоит отметить, что финансисты рекомендуют делать это именно тогда, когда актив принят к учету и состоялась подача документации на регистрацию прав собственности (письмо Минфина от 3 августа 2006 г. № 03-06-01-04/151, от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35).
Просроченная регистрация
На практике часто возникают ситуации, когда пробелы законодательства создают немало проблем. Вопрос, связанный с основными средствами – не исключение. Так, Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает четкие сроки подачи заявления на госрегистрацию прав собственности на недвижимость. Поэтому иногда компании после ввода в эксплуатацию объекта в течение длительного времени не регистрируют свои права на него. Как результат – не соблюдение всех обязательных условий для его перевода в состав основных средств. При этом если контролеры установят, что фирма преднамеренно затянула процесс регистрации, они могут доначислить налог на имущество, взяв за точку отсчета момент введения недвижимости в эксплуатацию. Мало того, организация будет привлечена к ответственности по статье 122 Налогового кодекса (письмо ФНС от 25 августа 2004 г. № ШС-14-21-121). Возможность подобного исхода подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. № Ф04-3365/2006(23141-А27-40), от 10 мая 2006 г. № Ф04-2395/2006(22105-А27-37); постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г. № А21-4858/2005-С1). Причем фирма не избежит санкций, даже если судом будет установлен тот факт, что нарушение совершено по неосторожности (письмо Минфина от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35).
Единственный выход из подобной ситуации – доказать, что затягивание процедуры регистрации прав на объект недвижимости вызвано объективными обстоятельствами и происходит не по вине самой организации. Например, исходя из положений пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса можно сделать вывод, что подавать заявление на госрегистрацию прав собственности на недвижимость нужно в том месяце, в котором объект был введен в эксплуатацию. Если же фирма нарушила предельно допустимый срок, то, как отмечают эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», можно попытаться подтвердить свою невиновность, что задержка обусловлена сбором необходимой документации. В каждом конкретном случае в роли подтверждения могут выступить различные документы, например, запросы в госорганы, а также их официальные ответы.