Касса, деньги, два порядка
Лето – вроде бы пора отпусков, время, когда можно расслабиться и оттянуться. Многие так думают – только не Правительство РФ. "Не бережёшь ты себя, Юрий Венедиктович, всё о России думаешь…": это фраза из Сериала «Наша RUSSIA» на ТНТ, очень точно описывает заботу и чаянья о Российском бизнесе. Итак, 1 июня 2014 года у нас вступил в силу новый порядок ведения кассовых операций, утверждённый Указанием Банка России от 11.03.2014. Старое Положение от 12.10.2011 силу утратило.
Новый порядок иначе как революционным назвать нельзя. Судите сами. Теперь, оказывается, можно не вести кассовую книгу, не оформлять кассовые ордеры. Об установлении лимита кассового остатка кое-кто тоже может забыть. И это притом, что применяемая к вам система налогообложения (будь то ЕНВД, УСН, патент) не играет никакой роли.
Малый бизнес в связи с вводимыми новациями получил чуть меньше поблажек и льгот, чем прочие участники хозяйственной деятельности. Но и эти преференции по нынешним временам следует признать существенными. Так, малому бизнесу разрешается отныне кассовый лимит не соблюдать. Введены также послабления по поводу оформления в соответствии с новым Порядком кассовых документов тем организациям, у которых имеются обособленные структурные подразделения.
Лимит кассе венец
Рассмотрим новый порядок подробней. Отметим наиболее интересные его положения.
Индивидуальные предприниматели теперь освобождены от обязанности рассчитывать лимит остатка наличности. Что дальше? Поскольку лимит отменяется, то в конце смены в кассе можно оставлять наличку в любых объёмах. Ограничений на этот счёт, впрочем, как и сроков, нет. Вольному, как говорится, воля. Хотя из соображений безопасности лучше всё-таки по мере необходимости наличку переводить в банк. Или брать деньги из кассы для удовлетворения своих личных потребностей. Об этом прямо сказано в соответствующем Указании Центробанка от 07.10.2013.
Касса без книг и документов
1 июня начали действовать и новые правила расчётов с использованием наличных средств (Указание Центробанка РФ от 07.10.2013). Правилами закрепляются несколько послаблений.
Во-первых, отныне можно не оформлять кассовые документы. Это значит, что вы имеете право, выдавая из кассы (получая) средства, не выписывать расходный (приходный) ордера.
Во-вторых, кассовые книги теперь можно не вести. Эти послабления действуют в тех случаях, когда предприниматель на основании нормативно установленных правил ведёт как учёт доходов (расходов), так и учёт различных физических показателей, а равно и прочих объектов налогообложения. Об этом говорится в абз. 2 подп. 4.1 и абз. 9 подп. 4.6 п. 4 нового порядка.
Внимание: упомянутые нами послабления адресованы всем индивидуальным предпринимателям независимо от используемых ими налоговых режимов.
Следует отметить, что бухучёт предприниматели также не ведут. Не составляют они и бухгалтерский баланс. Нам кажется, что это вполне логично. Поскольку деньги в кассе – собственность мелкого предпринимателя – он не обязан за них отчитываться перед кем бы то ни было.
Но, на мой взгляд, вести кассовую книгу необходимо тем хозяйствующим субъектам, которые используют труд наёмных работников. Тогда их кассовые операции будут отражать и заработную плату сотрудникам, выдаваемые им средства под отчёт. В конце смены целесообразно выводить остаток денежных средств (не устанавливая, впрочем, лимита), поскольку это позволяет предотвращать возможные хищения. Но ведь это каждый предприниматель может делать самостоятельно, исходя из собственных интересов, а не для того, чтобы удовлетворить требования закона. Делать это по новым правилам никому не запрещено.
Касса малого бизнеса
Итак, вы относитесь к категории малого бизнеса. Значит, как и все остальные субъекты предпринимательской деятельности, вы имеете полное право не использовать кассовый лимит и хранить в кассе денег столько, сколько вашей душе угодно.
Стоит напомнить, какие показатели позволяют отнести вашу фирму к субъектам малого предпринимательства по действующему законодательству.
Это фирмы, в которых доля участия физических лиц не менее 75%, а общая численность работников должна быть не более 100 человек. Кроме того, выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) не должна превышать 400 млн. рублей. Но в эту категорию не входят, кстати, те «упрощенцы», где доля государства или муниципального образования в уставном капитале превышает 25%. Сюда же относятся фирмы на упрощёнке, уставный капитал которых на 100 % состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.
Вывод: фирмы, которые закон не относят к категории субъектов малого предпринимательства, продолжают использовать кассовый лимит. Прочие издают соответствующий приказ и этот самый лимит отменяют. Итак, отмена кассового лимита затрагивает две категории налогоплательщиков: индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса.
Тем, кто обязан и после 1 июня использовать кассовый лимит, следует издать приказ о его сохранении.
Что можно поправить
Старые правила запрещали вносить какие бы то ни было изменения в кассовые ордеры (приходные, а также расходные). Что интересно: на другие документы (авансовые отчёты, зарплатную ведомость, кассовую книгу) эти запреты напрямую не распространялись. Но по аналогии на практике считалось, что вносить изменения и в эти регистры не допускается. Теперь (абз. 2 подп. 4.7 п. 4 нового порядка) поправки в эти документы вносить напрямую разрешено. Запрет по-прежнему распространяется только на кассовые ордеры. Как это делается? Необходимо зачеркнуть старые сведения, поставить новые и заверить это подписью оформлявшего ордер сотрудника. Тут же дата и расшифровка подписи.
Выдача под отчёт денег в целом проводится по тем же правилам с небольшими изменениями. Так, теперь сумма подотчётных денег и дата не должны вписываться в соответствующее заявление собственноручно начальником. Эти данные может вписать сам заявитель, начальник только визирует заявление.
И ещё одна важная новинка. Под отчёт теперь можно выдавать деньги не только непосредственно работникам (с кем заключён трудовой договор), но и гражданам, с которыми предприятие находится в гражданско-правовых отношениях (п. 5 нового порядка). Но не спешите сильно радоваться. Нужно посмотреть, как это будет обкатано на практике. Пока рекомендуем выдавать под отчёт денежки только тем, у кого имеется оформленный по всем правилам трудовой договор.
Особенности обособленной кассы
Итак, какие особенности установлены новым порядком для кассы в обособленном структурном подразделении.
С одной стороны, любое обособленное структурное подразделение, сдающее выручку в банк, обязано иметь кассовый лимит. Но компании на УСН не имеют права на создание филиалов и представительств. В противном случае они просто не могут использовать спецрежим. В то же время, открывать структурные подразделения, не ознаменованные таким статусом, они имеют полное право. И поэтому не совсем ясно, обязаны ли структурные подразделения фирмы на УСН иметь собственный кассовый лимит.
Раньше решение этой задачи зависело от наличия/отсутствия отдельного расчётного счёта подразделения. Есть счёт – нужен лимит. Нет – не нужен. Новый порядок – новый критерий. Теперь наличие счёта никакой роли не играет. Всё зависит от того, куда обособленное структурное подразделение сдаёт выручку. Если она сдаётся на счёт в банке – вы обязаны установить собственный лимит по правилам для юридических лиц. Когда выручка непосредственно в банк не перечисляется, а поступает, например, в головной офис, лимит не требуется.
А вот копии кассовой книги обособленного структурного подразделения передавать в офис головной организации слишком часто не стоит. Раньше такое структурное подразделение было обязано передавать копии листов кассовой книги головному офису ежедневно. По новому порядку периодичность передачи копий вводится самой компанией. Главное – подгадать со сроками составления бухгалтерской отчётности, поскольку данные кассы для такой отчётности по-прежнему необходимы.
Вы, к примеру, составляете только лишь годовой баланс. Значит, копии и передаются в головной офис раз в год. Имеется промежуточная отчётность – данные нужно передавать чаще.
Подводим итоги
Для тех у кого от прочтения этих новаций, начинает, от счастья, кружится голова попытаюсь их сгруппировать, с условным разделением на упрощённый и общий порядок, итак начнем:
1. Упрощённый порядок
Индивидуальные предприниматели и малый бизнес имеют отныне возможность не вводить для себя лимит остатка налички.
Коммерсанты имеют право не использовать приходные/расходные ордеры. Они могут вообще не вести кассовую книгу.
2. Общий порядок
Плательщик сам принимает решение, как ему определить размер лимита: из объёма выручки наличности или из суммы такой наличности, которая выдаётся из кассы.
Заявления о выдаче подотчётных средств теперь просто визируются директором. В них необходимо указать сумму, а также срок выдачи и дату выдачи.
Получатель наличных средств ставит в расходном кассовом ордере только подпись. Размер выдаваемой налички в расходнике можно напечатать.
По новому порядку в документы (кроме ордеров) можно вносить исправления.
После смены на все бланки строгой отчётности допускается оформить один единственный приходный кассовый ордер.
Отражать в кассовой книге остаток средств на конец дня, в течение которого кассовые операции не отмечены, теперь не требуется.
Формальные требования по брошюровке листов в кассовой книге в новых правилах отсутствуют.
Обязанность хранения документов учёта кассовых операций возлагается на руководителя.
Если обособленное структурное подразделение сдаёт выручку в банк – оно должно иметь собственный кассовый лимит. Допускается передача выручки таким подразделением и непосредственно в офис головной организации.
Обособленное структурное подразделение передаёт в офис головной организации копии кассовой книги с периодичностью, которая установлена корпоративными правилами. При этом необходимо учитывать сроки, в которые должна составляться бухгалтерская отчётность.
Генеральный директор
Евгений Сивков