Когда торговля в торговых центрах и торговых комплексах переводится на ПСН
Торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.
Так, указанные торговые объекты нельзя отнести к объектам стационарной торговой сети в целях применения патентной системы налогообложения. Кроме того, они не включены в перечень объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговые залы, розничная торговля в которых может быть переведена на патентную систему налогообложения.
А в случае если ИП осуществляет розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли (магазины и павильоны), и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, расположенных в торговых центрах или торговых комплексах, такую деятельность можно перевести на патентную систему налогообложения.
Такой вывод содержит письмо Минфина России от 11.12.2012 № 01-02-01/03-3385.
Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 01-02-01/03-3385
В письме Минфина России от 14.08.2012 № 03-11-09/64 говорится о том, что патентная система налогообложения не должна применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через торговые центры и торговые комплексы, нежилые помещения, арендуемые в административных, промышленных и учебных заведениях. Может ли применяться эта система налогообложения, если торговля осуществляется индивидуальным предпринимателем через магазин или павильон, расположенные в арендуемом помещении торгового центра или торгового комплекса?
Ответ: В соответствии с подпунктами 45 и 46 п. 2 статьи 346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
Согласно подпунктам 2 и 7 п. 3 статьи 346.43 НК РФ под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы.
Согласно п. 6.3 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли (Классификация предприятий торговли)», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 771-ст (ГОСТ Р 51773-2009), предприятия торговли могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах встроенно-пристроенных зданий, жилых домов или нежилых зданий, в структуре (составе) торговых центров и торговых комплексов.
При этом Государственным стандартом Российской Федерации «Торговля (Термины и определения)», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 г. № 242-ст (ГОСТ Р 51303-99) в разделе 2.2, в частности, даны следующие стандартизованные термины с определениями торговых структур и их видов:
торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п. (пункт 32);
торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин (пункт 33);
торговое предприятие - имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. (п.12).
Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг. Следовательно, применительно к патентной системе налогообложения торговые комплексы и торговые центры (в терминологии государственного стандарта) сами по себе не являются объектами стационарной торговой сети. Кроме того, они не включены в перечень объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговые залы, розничная торговля в которых индивидуальными предпринимателями может быть переведена на патентную систему налогообложения.
Вместе с тем, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой индивидуальными предпринимателями через расположенные в торговых центрах и торговых комплексах объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (магазины и павильоны), и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы), понятия о которых даны в п. 3 статьи 346.43 НК РФ, может применяться патентная система налогообложения.