Малый бизнес. Остаться в живых!
Не успели предприниматели вздохнуть после некоторого послабления в части оплаты налогов по упрощенной системе, как тут же очутились перед перспективой этой упрощенной системы лишится.
Речь идет о принятых на днях поправках, вводящих налог на имущество для компаний, работающих по упрощенке. Поправки уже приняты Госдумой во втором чтении, одобрены Советом Федерации и отправлены на подпись Президенту.
Появление поправок понятно. Для выполнения бюджет требует наполнения. Силуанов вновь поднимает вопрос об увеличении пенсионного возраста, стагнация и возможные санкции не сулят ничего хорошего. Вот законодатели и ищут выходы из ситуации.
Не понятны тут две вещи. Во-первых, почему поправки проводят настолько скоропалительно и не заметно для бизнес-сообщества. Законопроект не обсуждался с представителями бизнеса и уже появились петиции в адрес президента со стороны таких представителей.
А, во-вторых, как планировавшиеся ранее незначительные изменения превратились в столь кардинальные решения, способные увеличить налоговую нагрузку на малый бизнес практически в два раза? При этом, редакция закона претерпела 7 правок от первого ко второму чтению, изменив идею до неузнаваемости.
Думаю, что и скорость и скрытность и размах поправок можно объяснить двумя вещами – безысходностью в борьбе с текущей бюджетной ситуацией в сочетании с боязнью упустить момент. Так как при здравом и детальном рассмотрении протащить идею, скорее всего, не удастся.
Может, стоит поработать с эффективностью?
Все прекрасно понимают, что лучший способ пополнения бюджета – рост экономики и внутреннего потребления. Примеров и моделей в мире предостаточно. Послевоенные Германия и Япония. Ну, или Китай, на крайний случай.
Отличное решение, способное дать предсказуемый и устойчивый результат. Только нам оно не совсем подходит. Или совсем не подходит - кому как больше нравится. Для его реализации нужно сильно модернизировать промышленность. Нужны сильные и грамотные управленцы. Что еще важнее, нужна политическая воля и желание (и умение) населения работать. А этой склонности мы уже практически лишены.
Но еще печальнее, что путь этот очень долгий, а деньги в бюджет нужны уже вчера.
Второй вариант быстрого наполнения бюджета – девальвация. Этот инструмент мы освоили в совершенстве. Ничего нового не делается, но каждый нефтегазовый доллар приносит больше рублей. А, значит, выполнять бюджетные обещания становится легче. Бюджет то рублевый.
В противовес первому способу, т.е. росту экономики, этот путь просто молниеносный. К тому же, обстоятельства последнего месяца активно способствуют именно этому решению. Но вот беда – способ этот очень недолговечный. Он дает виртуальный рост массы денег, запускает инфляцию и, в конце концов, все возвращается к исходной точке. Девальвация могла бы отлично сработать, будь у нас конкурентные экспортные товары, кроме природных ресурсов. Но, увы…
Тем не менее, какое-то время такой способ позволяет выиграть.
Остается третий вариант – налоги. Можно повысить их собираемость, например.
Работа тут, определенно, ведется. Возвращают прежнюю процедуру возбуждения дел по налоговым преступлениям, повышают порог доначисления по результатам проверок, в 2013 году налоговики выигрывают 70% возбужденных дел. Та же деофшоризация, скажем, в полном ходу.
Но тут тоже нужно время. В том числе, лишь время может показать, борьба это или декларирование борьбы.
А еще налоги можно повысить. Или ввести новые. Или распространить старые на новые группы налогоплательщиков. Или еще что-то в этом роде. Прямо какая-то матрица Ансоффа в налоговом разрезе. Но тут надо осторожно, понимая кого можно, а кого не стоит облагать очередными налогами.
Результат эксперимента предсказуем, но попробовать еще раз стоит
Я уже делился своими мыслями, почему для экспериментов выбирают малый бизнес. Повторюсь. «Крупняк» трогать не по зубам. Преодолеть вето министров и сенаторов и получить одобрение на увеличение бремени госкорпораций и госмонополий не получается.
Бюджетники, как категория, защищены своим статусом и численностью. А те, кто крупный или средний - уже давно обложены налогами.
Вот и экспериментируют с малым бизнесом. Эксперименты продолжаются несколько лет, и на моей памяти налоговую систему для малого бизнеса меняли раз пять или шесть.
Последнее изменение всего трех месяцев от роду. Как ни странно, было оно послабляющим, но приняли его вынужденно после того, как в одночасье свои свидетельства сдали примерно с полмиллиона ИП-шников.
Критичность момента была налицо, и Шувалову (ему молва приписывает заслугу) тогда удалось донести до Президента необходимость отыграть ситуацию назад.
Справедливость восторжествовала, и здравый смысл одержал верх. Малому бизнесу – широкая дорога.
Но не тут то было. Оказывается, что просто не то и не тех выбрали для повышения налога в прошлом году. И от той схемы налогообложения все, кто мог, стали просто уходить в тень.
Провели работу над ошибками и выяснилось, что решение лежит на поверхности.
Кто рискует больше всего, если не платит налоги? Правильно, кто уже что-то нажил. А от каких налогов сложнее всего уйти? Тоже правильно – от налога на имущество.
Имущество видно всем, от него не избавишься просто, как от свидетельства индивидуального предпринимателя. Да еще и манипулировать такими налогами легко, так как при оценке стоимость имущества трактуется не всегда однозначно. Или амортизация списывается так, как удобно налоговым органам.
Итак, объект налогообложения выбран. Статья налога подкорректирована после работы над ошибками. Осталось только смотреть, кто и как будет выкручиваться.
По большому счету, итог всем понятен.
Пострадают серьезные высокотехнологичные производители – у них высока доля стоимости имущества в обороте.
Пострадают стартапы, как обычно. Имущество уже есть, а оборота нет.
Пострадают те, у кого много сотрудников. Много людей – больше имущества.
Но отказаться от лишних 200 миллиардов рублей в бюджет всегда трудно, а именно столько сулит введение нового налога. Особенно сложно отказаться, когда деньги так близко, не хватает всего одного автографа.
Что может предотвратить этот процесс - сказать пока сложно.
Наиболее вероятная надежда на быструю реакцию бизнеса и очередной удачный разговор кого-то из влиятельных лиц на уровне верхних эшелонов.
Чуть меньше шансов у повышения пенсионного возраста или цены на нефть.
Совсем из области фантастики – сингапурское экономическое чудо.
Так что пробуем и наблюдаем. Время покажет.
Автор:
Легкий Сергей
Бизнес-консультант
Успехов Вам и Вашему бизнесу!