О сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности
Говорить о важности для компании документооборота, а также верности отражения в отчетности финансовых операций и потоков материальных ценностей, можно бесконечно.
Нередко от своевременной сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности зависит стабильность и эффективность работы предприятия, поэтому подходить к выбору организации предоставляющей услуги бухгалтерского сопровождения, либо к подбору штатного бухгалтера следует очень внимательно и осторожно. Однако сложности могут поджидать не только в верности заполнения, установленных законом форм, но и самом процессе передачи документов в контролирующий орган. Следует также понимать, что предоставление отчетности в государственные органы не охватывает весь смысл понятия сдачи отчета.
Способы сдачи налоговой отчетности
До некоторого времени налоговые службы принимали документы от налогоплательщиков лишь на бумажном носителе. Вследствие того, что налогоплательщиков оказалось намного больше, чем сотрудников налоговых отделов, очереди к дням, установленным для сдачи, вырастали до немыслимых размеров. Затруднения испытывали, в первую очередь, индивидуальные предприниматели, которым для сдачи налоговой отчетности необходимо было являться лично, либо выдавать дорогостоящую, нотариально удостоверенную доверенность своему представителю. Огромными были и временные потери налогоплательщиков.
Сегодня появилась очень удобная и понятная система электронного документооборота, позволяющая сдать документы в срок, не простаивая при этом долгие часы в коридорах. Использование такой системы возможно при подключении интернет сети и наличия регистрации в налоговой инспекции. Своевременная сдача налоговой отчетности гарантирует налогоплательщику отсутствия штрафных санкций, так часто применявшихся ранее.
Кроме электронной системы обмена документами, в качестве способа сдачи отчетности представители налоговых органов называют почтовые отправления. Такая передача документов является наиболее дорогой, но избавляет от необходимости ожидания приема инспектором. Достаточно лишь оформить заказное отправление и составить опись вложений, чтобы быть уверенным в исполнении обязанности по предоставлению отчета в срок.
В последнее время налоговые инспекторы, принимающие документы на бумажном носителе, стали предъявлять дополнительное требование по предоставлению аналогичного документа на диске или дискете. Такое условие не закреплено законодательно, но основано на подзаконных актах исполнительных властей, поэтому соблюдать его необходимо.
Бухгалтерская отчетность для собственников
Затрагивая тему сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, мы практически всегда имеем в виду взаимоотношения с налоговым органом. Однако в контексте данной темы следует рассмотреть и внутренний контроль предприятия. Большинство учредительных документов организаций предполагает периодический отчет о деятельности фирмы перед ее собственниками. Сдача бухгалтерской отчетности в этом случае выражена итоговыми документами и отчетами о прибылях и убытках, оформленных специально для учредителей. Рассматривать их на общем собрании могут собственника как непосредственно, так и совместно с заключением внутренней ревизионной комиссии или аудиторской фирмы.
Предоставления бухгалтерских документов в данной ситуации требует их детальной расшифровки и составления множества пояснительных записок, схем и диаграмм. Подготовка и предоставления таких отчетов требует высокой квалификации от бухгалтера.
Целью такого мероприятия, как правило, является удостоверение собственников в законности и рентабельности деятельности фирмы. Предприятия, использующие такую форму контроля, реже сталкиваются с проблемами в области государственного налогового надзора.