Разные покупатели — разные цены
Нередко случается, что в зависимости от категории покупателя цены на одни и те же товары или услуги могут быть разными.
Раньше у бухгалтера была довольно простая норма п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ, по которой достаточно было удерживать разброс цен в пределах 20% в течение непродолжительного времени, чтобы не давать повода налоговым инспекторам сомневаться в правильности применения таких цен при расчете налога на доходы и НДС.
Но с 1 января 2012 г. эта норма не действует, и правила контроля цен стали более сложными. Теперь под контролем может оказаться любая сделка между налогоплательщиками, находящимися на разных налоговых режимах, или сделка между юридическим лицом и предпринимателем, уплачивающим НДФЛ. Выросли и санкции: штраф по ст. 129.3 Налогового кодекса РФ за неуплату налога в результате применения нерыночных цен составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Правда, сейчас эта санкция вообще не применяется, на переходный период 2014 - 2015 гг. размер штрафа установлен на уровне 20 процентов от неуплаченной суммы налога, но с отчетности за 2017 и последующие годы норма начнет действовать в полном размере.
При этом, согласно п. 2 этой статьи налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен (согласно ст. 105.15 Налогового кодекса РФ), либо если он заключил соглашение о ценообразовании по правилам гл. 14.6 Налогового кодекса РФ. А поскольку такое соглашение сейчас вправе заключать только крупнейшие налогоплательщики, то подавляющему большинству остаются лишь обосновывающие документы. Это могут быть разрозненные документы или единый документ, которые составляются по форме, утвержденной законодательством, либо в произвольной (в случае отсутствия утвержденной). Самое главное, что в этой документации должны быть сведения о деятельности участников сделки. В п. 1 ст. 105.15 Налогового кодекса РФ прямо указано, что должны быть указаны:
-
наименования лиц, с которыми проводились контролируемые сделки, их ИНН и государственные регистрационные номера (при наличии таковых);
-
государства и территории, налоговыми резидентами которых они являются;
-
функции этих лиц (при использовании функционального анализа, показывающего как распределены риски между сторонами сделки);
-
используемые ими активы (основные средства, нематериальные активы, место компании на своем рынке);
-
принимаемые контрагентом налогоплательщика на себя риски в связи с заключением сделки;
-
описание сделки
-
условия и сроки исполнения обязательств по сделке;
-
обоснование выбора методики ценообразования для целей налогообложения (причины, источники информации о рыночных ценах, определение интервала рыночных цен или рентабельности).
Помимо этих обязательных сведений налогоплательщики вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие или финансовые условия контролируемых сделок соответствуют аналогичным условиям сопоставимых сделок. Это дает налогоплательщикам достаточно сильные права для выбора по своему усмотрению тех или иных сведений, обосновывающих уровень примененных в сделках рыночных цен. Необходимо лишь выполнить необходимые требования ст. 105.15 Налогового кодекса РФ.
А вот в том, как можно обосновать разницу в ценах, вполне пригодится накопленный опыт судебных разбирательств. По сложившейся практике для объективного сравнения цен необходимо учитывать все особенности деятельности налогоплательщика, что можно показать на простом примере. Предположим, что какая-то с/х организация продает свежее молоко по разным ценам, одним покупателям по 30 руб., другим — по 20 руб. за литр. В чем может заключаться разница?
1. Предмет сделки — точное определение товара, работы или услуги, переданного или исполненного одной стороной сделки в пользу другой стороны. Нередко кроме непосредственно самого предмета можно обнаружить наличие дополнительных «опций» - упаковки, доставки, уборки мусора по окончании работ и т. п. В нашем примере, предположим, постоянные посетители магазина покупают молоко дешевле, т. к. приносят тару с собой и оплачивают только молоко в розлив, а остальным молоко выдается в гигиенически обработанной пластиковой таре, стоимость которой входит в цену реализации.
2. Особенности производственного процесса: наличие побочного продукта при производстве основного, брака или порчи материалов, неизбежных при одном способе и отсутствие их при другом исключает возможность сопоставимости продуктов этих производств и их цен. В примере с молоком это может быть заметно в способе доения: одна цена за молоко, выдоенное вручную, и другая — за полученное машинным способом, заодно еще и стерилизующим готовый продукт.
3. Цели приобретения товаров или услуг, их дальнейшее использование. В одних случаях потребителей интересуют одни свойства товаров, в других — другие. Молоко с истекающим сроком годности (еще не испортившееся!) отлично подойдет для приготовления кисломолочных продуктов, что при отсутствии собственных средств для их производства приводит к эффективному решению продавать остатки утреннего молока вечером по сниженной цене.
4. Объемы реализации вполне могут оказывать влияние на ценообразование, обосновать это достаточно просто наличием четкой маркетинговой политики, или хотя бы положением о скидках. В нашем примере с молоком можно выделить крупных и мелких покупателей, и оптовикам с определенного уровня предоставлять возможность закупать товар по сниженной цене.
5. Сроки исполнения обязательств по договору всегда учитываются в договорной цене, ведь предоставление рассрочки или коммерческого кредита покупателю для продавца куда хуже, чем предоплата. И конечно же вполне разумно и экономически целесообразно переложить часть своих финансовых затрат на покупателя, не торопящегося рассчитываться за приобретение.
Могут существовать и другие объективные причины для установления разных цен на один и тот же товар (работу или услугу), и оценивать влияние этих причин на налогообложение приходится бухгалтерам. Следуя требованиям налогового законодательства и доводам здравого смысла сделать это вполне возможно.