Росстат подвёл глобальные итоги развития МБ при Медведеве: «малышам» стало хуже
Ровно пять лет назад государство устами тогдашнего президента Дм. Медведева пообещало обрушить шквал помощи на малый бизнес. Глава страны подмахнул Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Каких только пряников не предусмотрели! Недавно Росстат подвёл глобальные итоги развития. Ключевой вывод: «малышам» стало хуже.
Дух свободы
Подобно большинству громких инициатив Дмитрия Анатольевича эта – опять не обернулась ничем кроме литья чернил и сотрясания воздуха. Как и пять лет назад, малого бизнеса в РФ всё ещё очень немного. В США, ЕС и КНР на него приходится 50–70% рабочих мест. У нас – менее 10%. Какой был толк от многолетней господдержки, можно судить по таким цифрам. Если в 2008 г. на малых предприятиях (без учёта микропредприятий) работали 6 млн. человек, год спустя осталось 5,7 млн., ещё через 12 месяцев – 5,5 миллиона.
Все пять лет, пока на «малышей» вроде как потоком лилась госпомощь, они выживали вопреки, а не благодаря государству. Немало людей на собственном горьком опыте узнали – доля незавидная. Народ обещаниям президента не поверил, заводить собственный бизнес не рвётся. Достаточно сказать: который год подряд РФ неизменно входит в число 3–5 стран с самым низким уровнем предпринимательской активности населения в мире! В целом своё дело начали только 1% взрослых граждан.
«Малый бизнес в России – как чемодан без ручки. И нести тяжело, и бросить жалко», – говорит научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ профессор А. Чепуренко. Ручку – оторвало государство. Оно словно клещами зажало частную инициативу, уровень барьеров год от года растёт. То ли власть не обращает внимания на «малышей», поэтому невзначай придавила их до полусмерти при очередном политическом повороте. То ли малый бизнес, как любое проявление свободомыслия, выглядит подозрительно в глазах высокопоставленных чиновников.
Правда, давить и не пускать получается с переменным успехом, потому что у части населения всё же сохранился дух свободного предпринимательства. Хотя бизнес – штука суровая, а малый – особенно. Многие из тех, кто рискнул, – сильно обожглись. По статистике, в прошлом году разорились 280 тыс. мелких предпринимателей. Тем не менее, согласно опросам, 40% из тех, кто прогорел, готовы повторно начать собственное дело.
Всего в России 1,67 млн. малых предприятий, правда, реально работают только 1,267 миллиона. Разумеется, заняты по большей части торговлей. В этой сфере трудятся 40% «малышей», ещё 20% занимаются жильём, 6% – перевозками. Кроме того, в РФ – 2,9 млн. индивидуальных предпринимателей, но 1 млн. из них – остался только на бумаге. Каждые три из пяти индивидуалов обретаются за прилавком. Каждый пятый работает с недвижимостью.
Чем бы ни занимались «малыши», поляна для этого бизнеса почти не распахана. В среднем по РФ на 100 тыс. населения – только 160 малых предприятий. Это очень мало! Для сравнения: в мире 400 млн. малых предпринимателей, или – 1 на 17 человек! Мы отстаём катастрофически. Мало того: в 22 республиках, краях и областях РФ малого бизнеса не просто мало, его становится всё меньше. В региональном разрезе самые активные – Петербург, Калининград, Сахалин и Карелия. Передовик – город на Неве, где показатель зашкаливает за рекордные для РФ 400 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек. Среди отстающих: почти весь Северный Кавказ, Калмыкия, Хакасия и Тыва. Даже такие богатейшие плодородными землями и ресурсами места, как Алтайский край и Бурятия, – вдвое отстают от и без того невысокого среднероссийского показателя. Другой показательный факт: в Чечне и Дагестане, по данным официальной статистики, вообще практически нет малого бизнеса. Похоже, в горах – не приживается.
Новая экономика
Вообще российский деловой климат традиционно благоприятен только для крупных компаний. Причины аномалии не секрет. Самая очевидная: даже если человек хочет начать дело, ему, как правило, банально не на что! Топливо бизнеса – кредиты, но где их взять? «Когда мы разговариваем с предпринимателями в регионах, в малых городах, мы слышим: начать собственный бизнес просто нереально. Например, стоит населённый пункт, 600 жителей. В нём нет ничего. Был цех или колхоз, да развалился. Люди готовы делать что-то своё! Но ни один банк взаймы не даст», – рассказывает замдиректора департамента развития малого и среднего бизнеса Минэкономразвития Виталий Мельников.
Правда, тут чиновник слегка лукавит. Всё же после появления указа о развитии малого предпринимательства различные ведомства принялись весьма активно осваивать тему госпомощи этому бизнесу. Ещё бы: в воздухе замаячили огромные деньги. По данным «АН», в 2012 г. на многочисленные программы поддержки малого и среднего предпринимательства государство потратило 20,8 млрд. рублей. В 2013 г. на эти цели обещают выделить 20 млрд. руб., в 2014 г. – 23 миллиарда. Средства благополучно рассасываются, мелкому бизнесу тем временем становится только хуже.
Куда девают выделенные на «малышей» деньги? Если верить опросу, который прошёл в 22 регионах страны среди 10 тыс. малых предпринимателей, 87% их них в помине не видели помощи и даже не слышали о ней. При этом треть из тех 13%, которые получили хоть какое-то вспомоществование от государства, давали за это откаты в размере до половины выданной государством суммы, на поддержание штанов. Так что помощь идёт стороной. «Непрозрачность госпрограммы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства становится уже притчей во языцех. Не только у предпринимателей, но и в экспертной среде», – говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
Основной вопрос: почему государство должно помогать малому бизнесу? Аналитики объясняют – далеко не только ради гипотетического будущего роста налоговых сборов. В любой нормальной экономике малыши выполняют множество задач, с которыми крупный бизнес справляется в разы хуже. Например: именно мелкий бизнес – основной двигатель реальной конкуренции. Там, где две-три крупные корпорации втихую договорятся за закрытыми дверями (что в РФ происходит сплошь и рядом), мелочь начнёт ценовую войну.
Второе преимущество – гибкость. Классический пример – сталелитейная отрасль. В 1980-е годы, когда металлургические корпорации в США и Европе разорялись одна за другой, экономисты отметили феноменальный факт. В отрасли, где гиганты вчистую проигрывали азиатским конкурентам, внезапно, как грибы после дождя, начали возникать металлургические мини-заводы. Эти малые фирмы мгновенно перестраивались под потребности рынка, использовали передовые наработки, поэтому – не думали разоряться.
Третий момент: именно малый бизнес – основной генератор новых рабочих мест. Неспроста в своей недавней программной статье «Нам нужна новая экономика» В. Путин прописал такую идею. К 2020 г. доля занятых в малом бизнесе должна достичь 50% трудоспособного населения.
Задача здравая. Только пока планы остаются на словах. «В странах ЕС малый бизнес создаёт 70% ВВП, в США – 40%. России есть куда стремиться. Но всё зависит от того, каким мы хотим видеть будущее малого бизнеса в жизни страны. Если мы намерены сохранить сырьевую экономику, можем ни копейки не тратить на его развитие», – объясняет ответственный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Моисеев.