Договор о ЕАЭС предоставляет четыре свободы
Начало 2015 года ознаменовалось началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Какие главные изменения для стран-участниц повлечет принятие Договора о ЕАЭС? Как он будет реализовываться? Ответы на эти и другие вопросы дал член коллегии, министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.
– Прежде всего следует отметить, что Договор о ЕАЭС создает возможности для реализации четырех свобод: свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.
В рамках Таможенного союза уже создан общий рынок товаров за исключением ряда изъятий. Договором о ЕАЭС предусматривается постепенное устранение существующих изъятий. В частности, в соответствии с Договором предполагается, что функционирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий будет осуществляться начиная с 1 января 2016 года. Формирование общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа будет завершено к 1 января 2025 года. Общий электроэнергетический рынок заработает с 1 июля 2019 года.
Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля (кроме пограничного) на внутренних границах позволяет бизнесу экономить время, снижать издержки. Также предприниматели получают такие преимущества, как выдача единых сертификатов качества и происхождения товаров.
В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат бизнесмены всех трех стран. Это позволит расширить возможности доступа на рынки государственных закупок друг друга и повысит конкуренцию, что соответственно повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств. В настоящее время объем единого рынка государственных закупок составляет 264 млрд долларов США.
Кроме того, Договором о ЕАЭС за Евразийской экономической комиссией закреплены полномочия по оказанию бизнес-структурам государств – членов союза содействия при доступе на рынки третьих стран. В частности, комиссия во взаимодействии с уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России будет заниматься также вопросами выявления и устранения барьеров в отношении товаров и услуг союза на рынках третьих стран в целях обеспечения недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров.
Важное новшество, которое вступает в силу с началом функционирования нового интеграционного объединения, – формирование единого рынка услуг.
Если сегодня страны «тройки» имеют единый рынок товаров, которые перемещаются в рамках ЕЭП свободно, то теперь достигнута аналогичная договоренность и по услугам (по нескольким десяткам секторов), а это половина экономики России, Беларуси и Казахстана.
Единый рынок услуг – это состояние регулирования данного рынка, где сторонами не применяются дискриминационные ограничения, изъятия любого характера. Применяется полноценный национальный режим. Страна рассматривает услугодателя страны-партнера как своего, то есть регулятору нельзя сказать, что вот этими видами услуг в стране будут заниматься только россияне, белорусы или казахстанцы.
Решением Высшего совета будут утверждены списки секторов услуг, в которых будет функционировать единый рынок:
1) с 1 января 2015 года;
2) через переходный период.
В настоящее время по предложениям Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в первый список могут быть включены более 40 секторов услуг, во второй список – более 16 секторов услуг.
В ЕАЭС впервые закреплены права получателей (потребителей) услуг, что подразумевает собой получение услуг на недискриминационной основе в зависимости от гражданства либо места жительства, места деятельности или учреждения. Предусмотрен запрет на установление государствами-членами в отношении получателя услуг требований или особых условий, ограничивающих право на получение, использование или оплату услуги. Это крайне важная и полезная новелла, т. к. до принятия договора ничто не ограничивало страны в части предъявления дискриминационных требований к получателям услуг.
Договор о ЕАЭС предусматривает создание общего финансового рынка союза. Для достижения этой цели государства-члены будут поэтапно углублять экономическую интеграцию и осуществлять гармонизацию законодательств в сфере финансового рынка.
Одним из важнейших направлений станет предоставление недискриминационного доступа на финансовые рынки государств – членов ЕАЭС, обеспечение гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
Важнейшим условием функционирования общего финансового рынка наших стран станет взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг. Для подготовки взаимного признания будут определены требования, предъявляемые к указанным секторам.
Еще одним отличием финансового рынка является то, что наши страны договорились о создании в 2025 году наднационального финансового регулятора, потому что финансы – это крайне значимая, зарегулированная сфера. Создавая единый финансовый рынок, мы должны обеспечить надзор, регулирование над субъектами финансового рынка из одного источника.
Снятие барьеров по взаимному допуску финансовых услуг, создание общего рынка капитала позволят обеспечить эффективное распределение капитала, диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг, улучшить их качество и снизить стоимость кредитных ресурсов для экономики. Общий объем финансового рынка в странах ТС и ЕЭП (с учетом банковской системы и фондового рынка) в 2013 году составил 3,2 трлн долларов США.
В области налоговой политики определены направления, которые позволяют избежать недобросовестной конкуренции, способствуют свободному перемещению товаров, работ и услуг, включая: гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам; дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.
Одновременно хочу отметить, что Договором определен режим наибольшего благоприятствования, который предусматривает, что импортированный из стран союза товар должен иметь не менее благоприятные условия на внутреннем рынке, чем подобные товары отечественного производства. Другими словами, страны-участницы предоставляют импортным товарам те же условия продвижения на рынке, что и аналогичным товарам отечественного производства.
Договором о ЕЭАС урегулированы нормы, позволяющие избежать двойного налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе физическими лицами товаров личного потребления, включая транспорт, при передаче товарно-материальных ценностей структурными подразделениями одного юридического лица, расположенных в разных государствах-членах, при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, стратегия государств – членов союза в области налоговой политики направлена на содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами – членами союза.
Для учета интересов бизнеса в число внутренних процедур Евразийской экономической комиссии введен институт проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015 года проекты решений ЕЭК, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, должны приниматься с учетом результатов проведения оценки их регулирующего воздействия (ОРВ).
– Что принципиально изменится для граждан наших стран с началом функционирования Евразийского экономического союза?
– С 1 января 2015 года на территориях Армении, Беларуси, Казахстана и России гражданам всех этих государств можно будет работать на одних и тех же правах.
Пока что они устраиваются на работу в другой стране как нерезиденты. А это значит, что работодатель должен получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, заполнить кучу бумаг в местном управлении труда, выполнить другие формальности, в том числе связанные с тем, чтобы доказать, что на местном рынке труда нет соответствующего специалиста. И только потом работодатель может принять на работу иностранного гражданина. Теперь все это отменяется. Можно приехать в другую страну и сразу приступать к работе.
При этом взаимное признание дипломов будет производиться в автоматическом порядке. Сейчас для этого нужно пройти мучительную и длительную процедуру хождения по инстанциям. Понятно, что надо будет еще отслеживать, как это будет выполняться на практике. И если возникнут проблемы, то прежде всего можно показать работодателю прямую норму договора о ЕАЭС на этот счет.
Третий аспект касается налога на доходы физических лиц – граждан государств – членов ЕАЭС, который теперь будет уплачиваться по внутренней резидентской ставке с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как было ранее. На мой взгляд, это крайне существенно и для работников, и для работодателей.
Другая важнейшая новелла: в рамках договора о ЕАЭС мы добились национального режима для граждан всех четырех стран в части социального обеспечения. К примеру, в очередь в детский сад вашего ребенка поставят на тех же условиях, что и граждан той страны, куда вы приехали.
То же касается медицинского обслуживания. В каждой стране в рамках ЕАЭС все медицинские услуги, гарантированные государством, будут в равной степени доступны всем гражданам стран союза.
По пенсиям наши страны пока до конца не договорились, слишком разные пенсионные системы действуют у членов ЕАЭС. Но в Договор о Евразийском союзе заложили обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране – участнице союза. И сейчас мы, то есть ЕЭК, совместно со сторонами работаем над договором о пенсионном обеспечении, но он вступит в силу уже после 2015 года.
В Договоре о ЕАЭС также закреплена возможность освобождения от использования миграционной карты гражданами государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающих проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы (загранпаспорта), при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.